Антон Вильгоцкий (elhombresombro) wrote,
Антон Вильгоцкий
elhombresombro

Урок писательского мастерства

Изображение - savepic.org — сервис хранения изображений

Ну а теперь буду сказать без бумажки. Я вам всем урок качественной литературы даду.

Этот урок будет небольшим, но важным. Расскажу о нескольких из самых избитых и неприятных штампах в художественной прозе, которые начали меня бесить как читателя, ещё до того, как мне исполнилось двадцать лет. Если вы пишете прозу - неважно даже, в каком именно жанре - старайтесь либо вовсе не употреблять этих фраз-паразитов, либо, если уж это очень необходимо для сюжета, как-то обыгрывать их, не лепя в текст в их исходном виде.

1. "Его рукопожатие было крепким".

Авторы, употребляющие этот оборот, считают, вероятно, что таким образом они наделяют своего персонажа дополнительной положительной характеристикой - дескать, он светлый, добрый человек широкой души, железной воли и крепкого характера, стало быть, и рукопожатие у него непременно должно быть крепким. Уж не знаю, откуда пошло такое мнение, но в реальной жизни люди, которые жмут руку так, что это становится чересчур ощутимым, как правило, либо являются неуверенными в себе личностями, для которых такое рукопожатие - один из защитных приёмов, либо же пытаются таким образом сразу же обозначить свою доминантность. Ну или же они начитались вот как раз таких книжек, в которых крепкое рукопожатие является одним из признаков благородного рыцаря. Даавайте, всё же, будем реалистами - в нашей жизни не так уж много тех самых благородных рыцарей, которых оно могло бы лишний раз характеризовать с положительной стороны. А если и есть какие-то особенно хорошие люди - мы это понимаем и без рукопожатия.
Просто поглядите, насколько часто литераторы злоупотребляют этой деталью - я думаю, после этого у вас навсегда пропадёт желание уделять описывать процесс рукопожатия героев.
Кое-кто в этом заходит ещё дальше: "Его рукопожатие было сухим, кратким и, по обыкновению, крепким", - читаем в одном из романов. Принесите тазик!!!

2. "X был выше ростом, но Y был шире его в плечах".

Эта фразочка чаще всего встречается в фэнтези - в сцене, где впервые знакомятся два альфа-бойца, которым впоследствии предстоит стать либо закадычными друзьями, либо заклятыми врагами. Кстати, тут же рядом может невзначай выясниться, что у обоих было "сухое, краткое и крепкое рукопожатие" (принесите тазик!!!). Один раз это ещё можно стерпеть. Когда попадётся в совсем другой книге совсем другого автора - глаз уже споткнётся. В третий раз, у третьего автора, уже занервничаешь. А в чётвёртый будет так: "Да они что, в одну школу ходили, что ли?!". Как избежать этого штампа? Да очень просто: помните о том, что читателю на самом деле похеру, кто там кого был выше и шире. Вы не обязаны в этом отчитываться. Особенно - если эти детали не имеют решающего значения для сюжета!!! Достаточно просто описать нового персонажа со всеми его характеристиками: "высокий, широкоплечий, грузный, мускулистый и т. д." - не обязательно ставить их рядом с уже знакомым персонажем, чтобы сравнить, у кого что больше.
Оправданным такое сравнение может быть только в одном случае - если в следующей сцене (или вообще в обозримом будущем) этим двоим предстоит драться друг с другом или ещё как-либо состязаться. Вот тогда главный герой может схватиться за голову: "Как же мне его победить, ведь он настолько шире меня в плечах, и у него такой крепкое рукопожатие!!!". Во всех остальных случаях оно вызывает зубовный скрежет. Даже подпольные бои без правил в ночном клубе под названием "Колизей" - более оригинальный художественый приём.

3. "X весил 100 (120, 150) килограммов, но не имел ни грамма лишнего жира".

Ещё одна из любимых фраз авторов всевозможных боевиков, фантастических и не очень. Чаще всего употребляется в числе прочих характеристик главного героя, но может, как и предыдущий штамп, служить и для сравнения двух соперников, например: "Хьюи Соз весил сто двадцать килограммов и был шире в плечах, но Далбадрон, в отличие от него, хоть весил столько же, не имел ни грамма лишнего жира". Сама по себе эта фраза, стоит отметить, не является настолько же невыносимо отвратительной, как предыдущие две - но десятилетия использования затрепали её настолько, что это, всё-таки - типичный штамп, сразу бросающийся в глаза. По возможности избегать.

Купить книги
Вступить в сообщество
Подписаться на канал YouTube
Реклама в блоге
Tags: боевик, детектив, литература, мастер-класс, писательская кухня, фантастика, фэнтези
Subscribe
promo elhombresombro october 14, 2014 17:33
Buy for 50 tokens
Если вы хотите, чтобы о ваших товарах или услугах мгновенно узнавали тысячи людей - обращайтесь ко мне. Более 10 лет работая в медиа-сфере, я отточил мастерство создания рекламных текстов до такой степени, что если людям не сказать, что они видят перед собой рекламу, то они ни за что не догадаются…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment