Стержнем любого художественного произведения – в том числе и фантастического – является конфликт, а главной движущей силой любого конфликта – злодей. Это не обязательно должен быть «злодей» масштабов Чёрного Властелина, но если мы хотим писать интересно, нам в любом случае необходим антагонист, отрицательный персонаж, виновник всех бед, проще говоря – «плохой парень». Он, кстати говоря, даже злым не обязан быть. В этой роли можно вывести недалёкого ханжу, который, к сожалению, обладает властью и влиянием и потому способен ломать людские жизни – что он и делает, искренне полагая себя правым. Мелкий негодяй, не ставящий перед собой глобальных целей «порабощения мира» или «отмщения за изгнание демонов», может вызывать у читателя намного больше негативных эмоций, если он качественно и убедительно прописан. Кстати, у меня в «Хрониках Схарны» есть такой персонаж – Велон Сарадип, ставший впоследствии Велоном Раскалем. Знаю, что многим, кто читал эти книги, хотелось бы его прибить. Реалистичности и убедительности этого образа в немалой степени способствовало то, что у Велона есть вполне конкретный прототип в реальной жизни. Да-да, именно настолько скверный и неприятный человек – хотя и сложно, наверное, будет поверить в то, что такой человек в принципе может существовать.
Но не каждому из нас повезло иметь среди знакомых столь колоритного мерзавца. Большинству авторов, всё же, приходится придумывать своих «Чёрных Властелинов» самостоятельно, а не списывать с натуры. Ниже вы найдёте ряд рекомендаций по созданию эффектного злодейского типажа.
1. Не позволяйте вашему злодею запугать вас самого
Злодей может быть страшным для прочих героев вашего произведения, но он ни в коем случае не должен представлять проблему для самого автора. Иными словами, вы не должны бояться писать о тёмных, страшных, отвратительных вещах. Если вы будете отсекать эти стороны характера отрицательного героя, он попросту станет плоским и неубедительным. Читатель может усомниться: а что же это за безумный тиран, который даже на кол никого не посадил?
С другой стороны, нужно, конечно, уметь вовремя остановиться. Например, в книге «Ядовитая тень» я захотел, было, добавить к списку прегрешений Велона Раскаля гомосексуальное изнасилование. Но потом решил, что это будет перебор. К тому же – реальный прототип этого героя, всё-таки, подобных гнусностей не совершал.
2. У него может быть хорошая сторона
Не забывайте, что герой, являющийся полностью положительным, или же полностью отрицательным – это как раз то, что нахватавшиеся вершков литературные критики называют «картонными героями». Поэтому добавив к образу злодея некую положительную черту, вы сделаете его более реалистичным. Например, он может любить детей, или животных, или хотя бы просто свою маму. Даже в фэнтези злодей не обязан быть безжалостным демоном с извращённой логикой. Например, один из ключевых антагонистов всё тех же «Хроник Схарны» в определённый момент раскается и перейдёт на сторону Света (кто именно это будет, я, конечно же, пока рассказывать не стану).
3. Злодеи знают, почему они – злодеи
И вы, как автор тоже должны это знать. Вы должны знать это с первой страницы, даже если читатель узнает подлинные мотивы антагониста лишь на последней. Только так можно сделать слова и действия отрицательного героя последовательными. Он действует, будучи ведомым вполне конкретной мотивацией – и даже если в основе этой мотивации, согласно сюжету, лежит безумие, внутри себя этот безумец всё равно имеет некую собственную логику, которая обусловливает его поступки. Он верит в собственную правду и поступает соответственно.
4. Влияние среды на характер
Отрицательные персонажи могут быть самыми разными – и их может быть несколько совершенно разных в одном и том же произведении. У каждого из них – собственный характер, привычки, происхождение. Всё это накладывает отпечаток на то, каким видит этого героя читатель. И, согласитесь, будет странно, если неотёсанный вождь небольшого племени варваров будет вести себя с манерностью бога Локи в исполнении Тома Хиддлстона. Поэтому – не забывайте о том, кем ваши персонажи являются «по жизни».
5. Не перебарщивайте
Думаю, если бы я всё-таки написал сцену с гомосексуальным изнасилованием, о которой говорил выше, немалая часть читателей с криком «Фууууу!» выкинула бы книжку в окно. Не нужно делать из отрицательного героя совсем уж запредельную мразь, которая «злобно хохоча, вонзает зубы» в ногу проходившей мимо старушки. Антагонист должен быть злым ровно настолько, насколько этого требует ситуация. Иначе он либо покажется совершенно нереалистичным и даже комическим (когда слишком много крови – это уже смешно, а не страшно), либо слишком сильно перетянет на себя одеяло повествования (а мы ведь не осанну этому злодею сочиняем, верно?).
6. Влияние времени и места
Это, казалось, бы, очевидно – но некоторые авторы забывают о том, что между героями, действующими в наши дни и в другие исторические эпохи существует огромная психологическая разница. Переместившись во времени всего на тридцать лет назад мы уже столкнулись бы с достаточно сильным непониманием со стороны общества во многих аспектах жизни – а что уж говорить о тех случаях, когда очередного «попаданца» заносит в СССР эпохи Сталина, средневековую Европу или Римскую империю. Так что, если по сюжету ваш главный антагонист – римский император, он никак не может вести себя подобно криминальному авторитету из соседнего подъезда.
7. Не плодить негодяев без надобности
Саги имеют обыкновение разрастаться и обзаводиться огромным количеством персонажей. Конечно же, не всем им быть героями и злодеями, но зачастую бывает так, что внутри книги возникает своеобразная «фракция», состоящая из ряда разнокалиберных злодеев, возглавляемых центральным антагонистом. Самый яркий пример – это, конечно же, Волдеморт и его «Пожиратели Смерти». Помимо самого главного злодея в таких фракциях может быть до нескольких десятков персонажей рангом поменьше – и у каждого есть биография, черты характера, привязанности и антипатии… да, у них ещё и замки со слугами есть. Подробное описание всего этого может превратить вашу книгу в увесистый кирпич. Впрочем, то же самое верно и в отношении описаний положительных героев.
8. Сколько верёвочка ни вейся…
В конечном итоге злодей должен понести заслуженное наказание – пусть даже это произойдёт, спустя десять томов. Если он просто исчезнет, это будет значить, что вы делегировали ему слишком много силы. Отберите! Дайте читателям возможность насладиться мучениями того, кто на протяжении сотен страниц причинял мучения другим. Не обязательно убивать злодея – но желательно, чтобы он на своей шкуре прочувствовал то, что испытывали от него окружающие. Ох, что я заготовил для Велона…
Купить книги
Вступить в сообщество
Подписаться на канал YouTube
Реклама в блоге
Journal information