Антон Вильгоцкий (elhombresombro) wrote,
Антон Вильгоцкий
elhombresombro

Categories:

Беспредел СССР



Вчера под вечер пересмотрел классику "нового советского кино" - тюремную драму "Беспредел" 1989-го года. Некогда этот фильм казался настоящим откровением, но сегодня многие его эпизоды выглядят наивными, натянутыми и вызывают либо усмешку, либо скептическое покачивание головой. Конечно, для своего времени "Беспредел" действительно был фильмом исключительным и новаторским - однако его создатели не смогли создать достаточно убедительной картины в первую очередь именно по кинематографическим меркам (на что, конечно, не обращаешь внимания, когда смотришь его впервые в возрасте лет 14-15, насколько помню, у меня это было именно так).
Было то как раз начало "смутного времени", когда стало модным обличение "тоталитарного режима СССР" (смешно, что это происходило спустя десятилетия после того, как СССР утратил даже намёк на тоталитарность). Не знаю, имели ли авторы "Беспредела" намерение поучаствовать во всеобщей гонке "кто смачнее плюнет в государство", или же они ставили перед собой задачу снять именно полноценную тюремную драму. В любом случае, определённые намёки и параллели в фильме присутствуют. Вопрос лишь в том, попали они туда естественным образом, либо были введены согласно некоему плану (то есть, действительно ли фильм является аллегорией на государственное устройство в целом). Впрочем, это не первостепенный вопрос.
Первостепенным же является, пожалуй, то, что в "Беспеределе" действительно продемонстрированы механизмы социальной смуты - когда, так сказать, "раскачивая лодку" там, где, по большому счёту, всё в порядке, некий персонаж или группа персонажей запускает маховик, приводящий в итоге к событиям, намного более страшным, чем всё то, против чего они бунтовали. Судите сами: до появления Филателиста и примкнувшего к нему Калгана блатные никакого, собственно, беспредела в зоне не творили. Не обирали сидельцев сверх положенной доли в общак, не избивали и не насиловали ради собственного развлечения (если с кем такое и делали - так только за дело), вообще по сути сидели в своей каморке и пьянствовали, заботясь только о том, чтобы им выставляли норму в рабочих бюллетенях. То есть - действовали вполне в рамках того, что тюремными понятиями допускается и приветствуется. Что такое настоящий тюремный "беспредел", показано в одном из эпизодов сериала 2005 года "Боец", когда группа отморозков устанавливает в камере порядок по принципу "кто сильнее, тот и прав" - и они действительно грабят, унижают и насилуют, кого захочется. А вот в фильме, озаглавленном "Беспредел", такого как раз и нет.
Когда в начале фильма блатные избивают Калгана за то, что тот, сам не будучи блатным, отказывается работать в цеху, они - в рамках всё тех же тюремных понятий, абсолютно правы. Далее начинается смута, которую сеет т. н. "Филателист". Кстати, вот что стоит отметить: на по-настоящему "беспредельной" зоне такого персонажа отпетушили бы сразу по прибытии, исходя просто из того, что он не может дать сдачи (именно так, к слову сказать, происходят изнасилования в американских тюрьмах, где нет эквивалента российским воровским понятиям и правит лишь закон силы). Но в данном сюжете его терпят довольно долго и даже бьют лишь тогда, когда он вплотную приближается к границам дозволенного в этом мире (то есть - совершает провокации и подставляет коллектив). Реальные беспредельщики играли бы им в футбол просто забавы ради.
Чего в первую очередь не понимает Филателист - так это того, что тюрьма являет собой особый мир, живущий по своим законам. И для этого мира такая жизнь - норма. Ненормальность начинается тогда, когда законы тюрьмы выходят за пределы, собственно, тюрьмы, и по ним начинает жить также и свободный мир (к сожалению, в отдельных местах России после распада СССР такое произошло, и таких мест довольно много). Эту простую истину до него неоднократно пытаются донести. Он не хочет слушать и гнёт свою линию. Это в итоге приводит его к трагедии.
Стоит упомянуть и о том, что в данном фильме нет полностью положительных героев. По крайней мере, главных. Лишь симпатизирующий зекам лейтенант, а также начальник колонии в исполнении Виктора Павлова, здоровенный прибалт Валдас, да смертельно больной зек Толич - вот, пожалуй, и все, о ком тут можно сказать, что они - "хорошие люди". На фоне т. н. "протагонистов" - Филателиста и Калгана - блатные "злодеи" вовсе не выглядят теми ужасными негодяями, которыми их пытаются показать. Вспомните сцену, когда "смотрящий" зоны Князь даёт вору Моголу поручение опустить Филателиста. В этот миг улыбка на лице Могола сменяется брезгливым удивлением: "Да вроде не за что". Вот именно, что "беспредельщику" для такого деяния повод совсем не нужен. Да, и ещё: если бы на месте Могола был сам Филателист, он бы, не задумываясь, ответил: "Есть - раз уж этого требует общее дело".
И вот мы подходим к сцене, которую многие считают самой жёсткой и тяжёлой во всём фильме - собственно, к той сцене, ради которой многие и стремились его посмотреть. Конечно, сцена гомосексуального изнасилования - это тяжёлое зрелище (тем более, что по первости, по наивности, многие зрители искренне симпатизировали Филателисту, считая его подвергнутым унижению героем - тогда как на самом деле был он левым пассажиром, возомнившим, что сможет за несколько месяцев переменить десятилетиями складывавшиеся устои). Но на мой взгляд, самой зверской сценой является одна из последующих, когда зеки подвергают жесточайшему избиению Могола и его подручных. Тут стоит задаться вопросом: а за что, собственно, их настолько запредельно избивают, буквально втаптывая в пол и превращая лица в кровавое месиво? За унижение и смерть Филателиста? Да, такое в принципе, возможно - вот, к примеру, как это бывает - но, к сожалению, для этого Филателист имеет недостаточный авторитет в глазах зрителя. Нам попросту не успели показать, как он становится авторитетным персонажем в тюрьме - есть лишь несколько достаточно схематичных эпизодов, и выглядит это странновато: только что его шпыняли все, кому не лень, и вдруг его с интересом слушают и уважают. Было ли избиение блатных местью "мужиков" за собственные страдания? Тоже нет: ведь, как было сказано выше, ничего сверх допустимого в тюрьме ранее не происходило. Тут, скорее, имела место быть следующая ситуация: попросту вся их злоба, накопившаяся за всю жизнь, наконец, получила канал для выплеска, получила чёткое указание: вот эти вот во всём виноваты. Тут-то, кстати сказать, и начался уже самый настоящий беспредел: дикое разгуляй-поле, где уже всё равно, кого бить и уничтожать. Зековская разборка перерастает в бунт против администрации, и в итоге все огребают по максимуму, даже те, кто ни в чём не виноват, и те, кто оставался в стороне. Этакий украинский Майдан в миниатюре - только потерпевший поражение. Давайте представим, что было бы, если зекам из "Беспредела" удалось разгромить колонию. Для начала они перебили бы всех сотрудников, а потом - разбежались по окрестным деревням и посёлкам, где продолжили бы грабить и убивать. Практически именно это и случилось, когда Майдан победил.
Так что - если рассматривать данный фильм сквозь призму истории, то он, вероятнее всего, является не аллегорией на смуту и грядущий распад СССР, а скорее предупреждением об опасности тех ситуаций, когда люди начинают чинить то, что не сломано и бороться с "беспределом" там, где его, по факту, нет. В принципе, он мог быть снят и в других декорациях, не обязательно тюремных. Просто в таких условиях идейная предпосылка является максимально очевидной.
Впрочем, вероятнее всего, никакой идейной предпосылки авторы фильма в него не закладывали. Это ведь в первую очередь эксплуатационное кино (и сцена петушения была главным "манком" для массового зрителя, который хотел, очень хотел полюбоваться на ужасы тюрьмы). Однако получилось так, как получилось - потому что именно так оно в реальной жизни всегда и происходит.
И - да - всё это очень похоже на то, как ломают государства влиянием извне, на то, как сломали сам СССР, потом Югославию, потом Украину, и как пытаются сейчас сломать Россию. Так что, ребят, не надо "слушать" филателистов. Живите лучше своим умом - а не вот таким.


P. S. Наутро после просмотра фильма все встреченные на улице мужики старше 40 казались блатными авторитетами или беглыми зеками. Хотя были, они конечно, простыми водилами, слесарями и сантехниками.
Tags: Россия, СССР, жизнь, кино
Subscribe

promo elhombresombro october 14, 2014 17:33
Buy for 50 tokens
Если вы хотите, чтобы о ваших товарах или услугах мгновенно узнавали тысячи людей - обращайтесь ко мне. Более 10 лет работая в медиа-сфере, я отточил мастерство создания рекламных текстов до такой степени, что если людям не сказать, что они видят перед собой рекламу, то они ни за что не догадаются…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment