Антон Вильгоцкий (elhombresombro) wrote,
Антон Вильгоцкий
elhombresombro

Category:

Засуньте себе в жопу свои смартфоны!



Молодое поколение щеголяет смартфонами, делает селфи, корчит дакфейсы... Все эти люди даже не знают, как, кем и когда создавались устройства, позволяющие им сегодня получать столь любимые "лайки" и накручивать фолловеров.

Смартфон. Коротенькое слово, которое даже для английского языка пока еще является достаточно новым термином, прочно вошло в обиход русского человека. Даже в отдаленных кубанских станицах, где еще совсем недавно бродили по улицам лошади и коровы, мало сегодня найдется людей, которые не знали бы, что это такое. Смартфоны есть у пенсионеров и школьников, у государственных деятелей и неформалов, у банкиров и водителей-дальнобойщиков. Для одних это – статусная вещь, для других – реальная необходимость, еще для кого-то – просто веселая игрушка. Но что мы, говоря по гамбургскому счету, знаем об этих элегантных устройствах, которые делают нашу жизнь такой, какая она есть? История их появления и развития гораздо глубже и интереснее, чем может показаться на первый взгляд…

ЯЙЦО ИЛИ ЯБЛОКО?

Историю возникновения обычных мобильных телефонов отследить довольно просто: первый прототип такого устройства был представлен 3 апреля 1973 года в Нью-Йорке менеджером компании Motorola Мартином Купером. Относительно же происхождения смартфонов единого мнения нет. Большинство людей полагает, что их история берет свое начало в 2007 году, когда ныне покойный Стив Джобс с гордостью продемонстрировал первый iPhone на конференции Macworld в Сан-Франциско. При этом многие забывают – или не знают – о том, что телефоны, обладающие некоторыми свойствами смартфона, продавались в течение более чем десяти лет до того момента.
Некоторые эксперты считают, что смартфоны ведут свою родословную именно от тех усовершенствованных мобильных телефонов, в которые производители начали добавлять разнообразные дополнительные функции, включая возможность выхода в Интернет. Другие говорят, что истинными прародителями смартфонов были «персональные цифровые ассистенты» с их тачскринами и открытыми операционными системами. Представители третьего лагеря придерживаются мнения, что путь проложили пейджеры и другие устройства коммуникации, включая ранние BlackBerry – именно они предоставили широкой аудитории возможность обмениваться текстовыми сообщениями и электронными письмами, находясь вдали от компьютеров. На самом деле ответ зависит от того, что конкретно понимать под словом «смартфон».
Главное отличие смартфона от простого мобильника состоит в том, что он управляется открытой операционной системой, в которую можно устанавливать приложения, созданные сторонними разработчиками. Эти приложения расширяют спектр возможностей смартфона, и могут быть скачаны и установлены его владельцем по собственному усмотрению, а не только предустановленны производителями. Также смартфоны имеют ряд функций, которых у простых телефонов нет: тачскрины, способные реагировать на прикосновения нескольких пальцев одновременно; дисплеи высокого разрешения; браузеры, дающие доступ ко всему спектру возможностей Интернета; встроенное программное обеспечение, а также высококачественные камеры и проигрыватели музыки и видео. Но прежде чем все эти функции слились воедино в одном компактном устройстве, прошло более десяти лет. Самые первые смартфоны выпускались компаниями IBM, Nokia, Ericsson, Palm и RIM/BlackBerry. Хоть эти телефоны и расширили рамки доступного в конце 90-х и начале 2000-х, их возможности по сравнению с персональными компьютерами были существенно ограничены – особенно по части доступа к Интернету и использования приложений. Большинство из этих ранних смартфонов не были коммерческими хитами – некоторые, напротив, стали знаменитыми провалами. Но именно этот опыт проб и ошибок привел в итоге к появлению тех смартфонов, которые мы сегодня носим в своих карманах – будь то айфоны, устройства на основе операционных систем Windows и Android, или же устройства от BlackBerry.

САЙМОН ГОВОРИТ

В первой половине 90-х знаменитая компания IBM выпустила мобильное устройство под названием Simon. Этот проект родился из двух стремлений: талантливый инженер хотел попробовать свои силы в создании портативного, беспроводного электронного устройства, а руководство IBM желало сделать имидж концерна более ярким путем представления на рынке невиданных прежде, футуристических устройств. Несмотря на то, что Simon продержался в продаже меньше года, именно его многие считают первым полноценным смартфоном. Главным человеком, который стоял за его появлением, был инженер Фрэнк Джей Канова-младший. Он обладал двумя редкими качествами. Работая в индустрии, где люди обычно имеют достаточно узкую специализацию, Канова прекрасно разбирался как в аппаратном, так и в программном обеспечении. Кроме того, он был блестящим аналитиком, способным предугадать, какие технологии будут востребованы в будущем.
Начало 90-х было благодатным временем для разработки легких в транспортировке беспроводных устройств. Достижения в области микропроцессорных чипов и других компонентов компьютерного «железа» сделали возможным сжать персональные компьютеры до размеров мобильных устройств. Появились карты дополнительной памяти, которые вдохновляли изобретателей на новые идеи по расширению возможностей персональных компьютеров. Индустрия сотовой связи в США активно развивалась. И провайдеры планировали улучшение своих сетей, которое сделало бы обмен данными при помощи мобильных устройств намного легче.
Канова хотел создать продукт, который в первую очередь являлся бы телефоном, а во вторую – компьютером. «Мы хотели, чтобы его использование было легким и непринужденным – как со стационарным телефоном, где вы просто снимаете трубку и набираете номер, - объясняет он. – Не как компьютер, который нужно загружать или настраивать». Дизайн телефона, включавший в себя тачскрин, следовал этому намерению. Поскольку тачскрины тоньше, чем встроенные клавиатуры, пользователи могли управлять устройством одной рукой, как и обычным мобильником. Помимо тачскрина Канова ввел еще одно новшество: меню телефона должно было быть оформлено так же, как у компьютера – с маленькими иконками, предназначенными для запуска приложений.
Проект привлек пристальное внимание журналистов, и вдохновленное этим вниманием руководство IBM согласилось выделить финансирование на воплощение его в жизнь. Интерес к дистрибьюции устройства проявила телекоммуникационная компания из Атланты Bellsouth. В недрах IBM девайс именовался «персональным коммуникатором», но Bellsouth решили назвать его Simon – в честь детской игры «Саймон говорит». Маркетологи компании считали, что такое название будет ассоциироваться у покупателей с чем-то простым и привычным, а также его очень легко будет запомнить. Simon дебютировал на рынке в августе 1994 года, с ценой в 899 долларов. Он имел расширенный набор функций и поддерживал различные режимы коммуникации: телефонные звонки, электронные письма, факсы и сообщения на пейджер. Удобный графический интерфейс позволял легко переключаться между телефоном, факсом и календарем: они просто прикасались к соответствующим символам на тачскрине. У Simon была даже функция защиты паролем, не говоря уже о таких мелочах, как записная книжка, в которой можно было сохранять короткие заметки, а также часы и игра «Скрэббл» (жителям России она знакома под названием «Эрудит»). Сегодня все эти, а также многие другие, гораздо более совершенные и разнообразные функции, присутствуют в любом смартфоне. Тогда же, в начале 90-х, это было чем-то совершенно необычным, а для некоторых людей даже пугающим.
Bellsouth продали около пятидесяти тысяч экземпляров устройства Simon, прежде чем IBM прекратили его выпуск в 1995 году. Компания переживала финансовые потрясения и начала сокращать численность команды, работавшей над этим проектом. Фрэнк Канова покинул IBM после того, как компания закрыла лабораторию во флоридском городе Бока-Ратон и начала переносить свои производственные мощности в другие места. К тому моменту он разработал следующий проект – смартфон Neon, который был намного меньше размером и имел уникальный «датчик наклона», который разворачивал экран вслед за движениями телефона. IBM попытались продолжить эту разработку, но проект завяз по причине нехватки ресурсов и специалистов.
Simon был инновацией, которую погубило неудачное время выхода на рынок. Он появился уже после того, как закончился «золотой век» IBM 80-х. Свою роль сыграло и то, что он использовал аналоговую технологию первого поколения (1G) как раз в то время, когда американские провайдеры поголовно переходили на цифровые сети 2G. В то время, как аналоговые сети сотовой связи могли поддерживать только голосовое общение, сети 2G предоставляли намного большую гибкость и эффективность, позволяя провайдерам обслуживать большее количество клиентов. Simon был первым телефоном с функцией отправки электронных писем, но делать это в рамках технологии 1G было утомительно, поскольку пользователям приходилось подключаться к удаленному компьютеру через встроенный модем, а после ждать, пока их сообщения загрузятся.
Тем не менее, Simon, все же, вошел в историю электронных гаджетов как первый полноценный смартфон – хоть и немногие сегодня об этом помнят, особенно за пределами США. Его даже можно видеть в фильме 1995 года «Хакеры» - в одном из эпизодов этим устройством пользуется героиня Анджелины Джоли.

ИЗ НОВОГО СВЕТА В СТАРЫЙ

Следующими смартфонами стали устройства, работавшие на технологии 2G. И появились они не в Северной Америке, а в старой доброй Европе. Европейские провайдеры перешли на 2G раньше, чем любой другой регион мира – еще в 1991 году. Устоявшимся там всеобщим стандартом стал GSM – в то время, как в США, перешедших на новую технологию лишь четырьмя годами позже, разные провайдеры избрали для себя разные стандарты. Таким образом, переход на 2G объединил европейскую индустрию сотовой связи, а американскую, наоборот, разобщил.
Это помогло таким компаниям, как Ericsson (Швеция) и Nokia (Финляндия) перехватить у американской корпорации Motorola лидерство на рынке 2G-телефонов и смартфонов. Стандарт GSM позволил европейским производителям мобильных устройств продавать свою продукцию на рынках многих стран, не внося в нее существенных изменений. Усовершенствованные сети также облегчили инновационный процесс в Европе, поскольку местные провайдеры были заинтересованы в том, чтобы поступающие на рынок телефоны подчеркивали преимущества их сетей.
К середине 90-х сотовый телефон был примерно у каждого третьего финна или шведа, что вдвое превышало аналогичный показатель для остальной Европы и США. В 1997 газета New York Times объявила Финляндию «самой общительной страной в мире», описывая энтузиазм, с которым внедрялись там мобильные телефоны, Интернет и онлайн-сервисы, и отмечая лидерство Финляндии на рынке коммуникационных технологий. Как в Финляндии, так и в Швеции имелись насыщенные рынки беспроводных технологий и сильные инженерные традиции. Ввиду относительно небольшой численности собственного населения, обе страны были настроены на рост своей экономики за счет экспорта.
В 1996 Nokia выпустила бизнес-смартфон 9000 Communicator – устройство, которое в закрытом виде выглядело как внушительный сотовый телефон, но скрывало под своим футляром 4,5 – дюймовый дисплей и встроенную querty-клавиатуру, с такой же конфигурацией клавиш, как у стандартных англоязычных компьютерных клавиатур. Впрочем, компания не позиционировала данный продукт как смартфон. Само это слово к тому времени уже вошло в обиход, но разные люди вкладывали в него разный смысл. Некоторые фирмы, включая AT&T, использовали термин еще в 80-е, при описании обычных стационарных телефонов, имевших дополнительные возможности. Это были, к примеру, офисные телефоны с голосовым интерфейсом, которые могли набирать продиктованные им номера – или домашние, включавшие в себя модемы и тачскрины, что позволяло их владельцам, не выходя из дома, проверять свои банковские счета, делать денежные переводы и оплачивать коммунальные услуги. Когда производители начали снабжать мобильные телефоны функциями портативных компьютеров, люди также стали называть эти устройства «смартфонами». Так что, когда Nokia назвала свой 9000 «коммуникатором», это была, в первую очередь, попытка создать новую категорию продуктов, которая стояла бы выше смартфонов – как по цене, так и по функциональности.
«Смартфонами в ту пору называли простые телефоны с дополнительными функциями, - говорит создатель 9000, Яри Киуру. – Коммуникатор – это звучало как миниатюрный компьютер с расширенными возможностями взаимосвязи с окружающим миром». Также это название перекликалось с голосовыми коммуникационными устройствами из знаменитого фантастического сериала «Звездный путь».
9000 Communicator был представлен миру 15 августа 1996 года – и, даже невзирая на цену в полторы тысячи долларов, он имел большой успех среди покупателей, а пресса так и вовсе превознесла новый девайс до небес. Этот успех заставил главного конкурента Nokia, шведскую компанию Ericsson, задуматься о создании собственного устройства такого типа. Нильс Рюдбек, в период с 1985 по 2001 годы занимавший пост главного технического директора Ericsson, вспоминает, что его фирма стала подумывать о перспективах смартфонов еще в 1995, а разрабатывать их начала двумя годами позже, уже после удачного опыта Nokia. Ericsson назвали свою стратегию работы над проектом смартфона «плавильным тиглем». Он должен был стать гибридом нескольких устройств: телефона, фотоаппарата, видеокамеры, компьютера и музыкального плеера. «Все эти устройства должны были сойтись в единое целое, после чего возник бы совершенно новый тип мобильного телефона», - говорит Рюдбек. Ericsson выпустили свой «сплавленный» смартфон R380 в 2000 году.
Он превосходил 9000 Communicator по ряду параметров: был намного дешевле (около 600 долларов) и намного меньше размером – более чем на полтора дюйма короче и более, чем вполовину, легче. Вместо встроенной querty-клавиатуры R380 имел панель с 12 клавишами, которую можно было сдвинуть, открыв тачскрин с полномасштабной виртуальной клавиатурой. Экран этого устройства имел 3,3 дюйма в длину и 1,3 в высоту, что давало пользователям достаточно пространства для просмотра веб-страниц, записной книжки и календаря. «Задумка состояла в том, чтобы донести концепцию смартфона до людей, которые пользовались обычными телефонами, - говорит Рюдбек. – Это было подходящее название для телефона, который являл собой нечто большее, чем просто телефон, вмещая в себя также камеру, музыкальный проигрыватель, веб-браузер и устройство для видеоигр».

ЧЕРНЫЕ ЯГОДКИ

Параллельно с IBM, Ericsson и Nokia свои варианты продвинутых портативных устройств коммуникации предлагали покупателям также компании Palm и Handspring. Но в 2002-м году появился смартфон, имевший совершенно иную родословную. Это был BlackBerry 5810, созданный канадской компанией Research In Motion (RIM).
Именно эта фирма в 1996-м году выпустила первый в мире карманный пейджер, который позволял своим владельцам как отправлять, так и получать сообщения. Двумя годами позже RIM создали еще более компактное беспроводное устройство для передачи электронных писем, у которого был экран, вмещавший восемь строк текста, колесико для навигации по меню, и querty-клавиатура, спроектированная для печати большими пальцами.
Журналисты и покупатели часто называли это устройство «персональным цифровым помощником» (в России за гаджетами такого типа закрепилось название «карманный персональный компьютер»), поскольку оно имело также функции органайзера: календарь, телефонную книгу и блокнот. Компания-производитель назвала девайс RIM Inter@ctive Pager 950, а позднее изменила название на RIM 950 Wireless Handheld, но вскоре выбрала для своих мобильных устройств короткое и емкое имя: BlackBerry. Спустя некоторое время оно стало названием и самой компании.
Один из основателей RIM, Майк Лазаридис, предвидел срастание беспроводных карманных устройств с мобильными телефонами – и в конце 90-х он заговорил о том, что компания должна добиться места за «мужским столом» (игра слов: в выражении MENS table обыгрывались названия лидеров рынка: Motorola, Ericsson, Nokia и Siemens). Чтобы прорваться на телефонный рынок, был нужен новый крупный проект – и RIM решили создать первый на североамериканском континенте КПК, который поддерживал бы как стандарт GSM, так и новый для того времени GPRS.
Итогом этого стремления стал выпуск BlackBerry 5810. Чтобы ускорить его создание, в разработке был использован тот же пластиковый корпус, что и у прежней модели BlackBerry, так что внешне 5810 походил на КПК – тонкая плитка 4,6 дюймов в длину, с большим монохромным экраном и querty-клавиатурой. Еще одним решением RIM было не встраивать в корпус устройства микрофон и динамик. Вместо они снабдили 5810 внешней гарнитурой из микрофона и наушников. «Мы торопились сделать все как можно скорее, и эта цель пошла в разрез с тем, чтобы сделать все безупречно, - говорит пожелавший остаться неизвестным сотрудник RIM, работавший над проектом. – Мы вышли на рынок первыми – но не лучшими. По крайней мере, поначалу. Позднее мы стали лучшими».
Способность нового BlackBerry осуществлять как прием, так и передачу электронных сообщений, имела сенсационный эффект. Столь высокой востребованностью у покупателей не мог прежде похвастаться ни один сотовый телефон. В 1999 году Лазаридис сказал в интервью репортеру Reuters: «Люди говорят, что он вызывает зависимость. Я сам завишу от этой штуки. Все в компании от нее зависят». Возник даже термин «Crackberry» (по аналогии с наркотиком «крэк»), который активно использовали журналисты многих печатных изданий и телеканалов. Ежедневная газета USA Today исследовала этот феномен в большой статье, озаглавленной «BlackBerry: героин мира мобильных технологий».
Большинство смартфонов первого поколения имели полноценные операционные системы. Вскоре у них появились цветные экраны, камеры, Bluetooth и вай-фай, а также средства для воспроизведения музыки и видео (впрочем, у большинства устройств такие плееры имелись изначально). Приложения, однако, были относительно простыми, поскольку первые тачскрины не могли распознавать больше одного пальца, а мобильный Интернет представлял собой не более чем уменьшенную версию обычного Интернета. Так продолжалось до тех пор, покуда iPhone не вывел все на качественно новый уровень.

И ПРИШЕЛ АЙФОН

«Сегодня мы вместе будем делать историю». С этими, сегодня уже знаменитыми словами руководитель Apple Стив Джобс вышел на сцену, чтобы представить iPhone на ежегодной конференции Macworld, проходившей в Сан-Франциско 9 января 2007 года. Потом, сделав еще несколько заявлений, Джобс достал iPhone из кармана своих джинсов. Дизайн устройства был впечатляющим. У него имелся 3,5-дюймовый экран высокого разрешения, усеянный разноцветными значками приложений и окруженный сверкающей рамкой из нержавеющей стали. Уже самая первая модель iPhone была тоньше, чем любой из представленных на тот момент на рынке телефонов.
Следующие 90 минут Джобс провел, погружая свою аудиторию в настоящий транс рассказом о потрясающих атрибутах и возможностях нового устройства. В их числе были революционный пользовательский интерфейс, являющий собой результат долгих лет разработки, а также «сверхумный» тачскрин, способный воспринимать не только прикосновения пальцев, но и жесты («Это работает как магия»), операционная система, которая, по словам Джобса, на пять лет опережала программное обеспечение любого другого телефона, и виртуальная клавиатура, позволяющая печатать по-настоящему быстро. Компания Apple, как сказал Джобс, стремились «перепрыгнуть конкурентов, как лягушка» и создать продукт, который был бы намного функциональнее и проще в использовании. Чтобы подчеркнуть этот момент, Джобс вывел на презентационный экран подборку фото некоторых из наиболее популярных на тот момент в мире смартфонов. Там были Treo от Palm, Pearl от BlackBerry, Nokia E62 с операционной системой Symbian и Motorola Q на платформе Windows Mobile. «Начиная с сегодняшнего дня, никто больше не сможет смотреть на эти телефоны по-прежнему», - безапелляционно заявил знаменитый изобретатель. И, несмотря на то, что его презентационная речь была полна пафоса, бахвальства и преувеличений, в этом отношении Джобс, все-таки, оказался прав. Рядом с айфоном эти высокоточные устройства, которые имели сравнительно небольшие экраны и встроенные querty-клавиатуры, вдруг показались блеклыми и устаревшими.
Стоит отметить, впрочем, что Стив далеко не всегда был столь оптимистично настроен по отношению к смартфонам. Ему не нравилось то, как дистрибьюторы контролируют рынок мобильных устройств, и он был полностью уверен, что попытка создать универсальный гаджет, заменяющий компьютер вне дома, обречена на провал. Другой известный американский изобретатель, Джефф Хоукинс (основатель Palm и Handspring) вспоминает, как в 2003 году, вместе со своими коллегами Эдом Коллиганом и Доной Дабински, пришел в офис Apple, чтобы обсудить перспективы сотрудничества. Джобс не проявил интереса. «Он подошел к доске для презентаций и начал рисовать, - рассказывает Хоукинс. – Стив сказал: центром мира является ваш компьютер Mac, видео и музыка в нем, все эти вещи. А вот какой-то маленький кружочек в стороне, и это – портативный компьютер с телефоном. Может быть, у некоторых людей и есть такой – но это не очень важно».
У Хоукинса было другое мнение. Он подошел к доске, нарисовал мобильный компьютер и сказал Джобсу: «Нет, Стив, я не согласен. Именно это должно стать центром мира для пользователей». Хоукинс, Коллиган и Дабински полагают, что именно та встреча в итоге повлияла на решение Джобса обратить свой взор на рынок смартфонов, на котором его компания достигла в итоге невиданных высот. Несмотря на конкуренцию со стороны компаний HTC, Samsung и Lenovo, именно продукция Apple надолго закрепилась в качестве лидера.
Стив Джобс еще успел застать тот небывалый ажиотаж, который сопутствовал айфону во всем мире. Великого инженера не стало в 2011 году – на тот момент самым актуальным устройством линейки был iPhone 4. Слова, прозвучавшие на встрече китов электронного рынка в офисе Apple в 2003, оказались пророческими: сегодня именно смартфон (и, как правило, это iPhone) является центром мира для множества жителей планеты Земля. С его помощью обмениваются информацией в социальных сетях, смотрят фильмы, слушают музыку и читают журналы. Нет никаких оснований полагать, что в ближайшем будущем эта тенденция переменится. Ну, разве что когда изобретут устройства для телепатической связи на любых расстояниях… но вряд ли это случится очень скоро.
Tags: Россия, молодёжь, общество, технологии
Subscribe

promo elhombresombro october 14, 2014 17:33
Buy for 50 tokens
Если вы хотите, чтобы о ваших товарах или услугах мгновенно узнавали тысячи людей - обращайтесь ко мне. Более 10 лет работая в медиа-сфере, я отточил мастерство создания рекламных текстов до такой степени, что если людям не сказать, что они видят перед собой рекламу, то они ни за что не догадаются…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments