Одна моя знакомая - девушка довольно успешная для своих лет - недавно рассказала мне о своей проблеме. В начале года у неё появился новый сосед по лестничной площадке: мужичок лет 45-ти по имени Гриша. Квартиру он получил по наследству от покойной матери, а до этого перебивался строительными заработками где-то на Северо-Западе. Всё бы ничего, но этот самый Гриша, у которого из его 40+ написаны на лице 30 лет алкогольного стажа, стал вскоре, не скрывая особо своих мотивов, приставать к Маргарите (так зовут знакомую) с сомнительными предложениями. А именно - дать ему вдолг денег.
Суммы он всегда называл небольшие и никогда не врал, что ему, дескать, нечем кормить детей (которых попросту нет) или что должен бандитам, которые угрожают его убить. Честно признавался: трубы горят или хочется победу любимой команды отметить, а не на что. Рита не отказывала. Он время от времени даже кое-что возвращал. Но вот недавно она подсчитала в целом: за год Григорий назанимал у неё по 100-200 рублей целых 10 000. А вернул в общей сложности 500. Да ещё как-то раз помог новую мебель в квартиру занести - тоже в счёт долга.
Конечно, при тех доходах, которые имеет Рита, десять тысяч, растянутые на год - это тьфу. Но факт остаётся фактом - жучок-мужичок у неё их таки выцыганил, и если вообще когда-нибудь отдаст, то с огромным скрипом и по крошечным кусочкам. По большому счёту, она это всегда понимала и давала соседу деньги просто из жалости - ну правда же видно, что плохо ему, а денег на бутылку пива нет. Над чем стала, собственно, задумываться девушка: а нужна ли она вообще миру, такая жалость? Чай, не инвалид, не многодетный отец-одиночка. Нахрен бы оно вообще надо - жалеть алкаша?
Полагаю, с подобными ситуациями сталкиваются в своей жизни очень многие люди. Что ж, прояснить этот вопрос, возможно, в какой-то степени способна философия объективизма, автором которой является американка российского происхождения, Айн Рэнд. Одним из аспектов этой философии является разделение людей на производителей (коих меньшинство) и потребителей (коих, соответственно, большинство). Производители - это те, кто создаёт продукт, либо контент, те, кто зарабатывает деньги в больших количествах. Потребители же - те люди, которые ничего своего не создают, да и работать по большому счёту не очень любят и занимаются этим лишь постольку, поскольку нужны деньги на элементарные нужды (при этом к большему, как правило, не стремятся, всю жизнь довольствуясь, говоря утрированно, "заплесневелой коркой"). Описанный товарищ, согласно такой теории, конечно же, попадает в категорию потребителей - причём, в самый низ этой категории, внутри которой тоже имеются свои лидеры и аутсайдеры. Сама Рэнд относилась к таким людям очень жёстко, а многие её последователи пошли ещё дальше, дойдя уже до настоящего социал-дарвинизма и предлагая устраивать потребителям чуть ли не геноцид. На самом деле, конечно, одни без других существовать не могут. Но всё-таки, здравое зерно в теории Рэнд имеется. Узнать о философии объективизма и жизни Айн Рэнд вы сможете, прочитав книгу "Кто такая Айн Рэнд?" (КУПИТЬ) - первую полную биографию писательницы, вышедшую на русском языке. И тогда уже сможете решить для себя (если ещё не решили) - давать или не давать деньги в долг соседу-алкоголику.
/>
Journal information