Завариваю вечерний чай. Мысли уносят в прошлое. Когда я жил в российской глубинке, то каждые выходные с замиранием сердца отправлялся в клуб. Да и не только в выходные, ведь в клубе было так интересно, что я порой даже школу прогуливал, чтобы в очередной раз поиграть в Mortal Kombat, Street Fighter или Tekken – ну или посмотреть, как играют другие. Да, вы правильно догадались – в названии поста допущена досадная опечатка, и на самом деле имеется в виду гейм-клуб. Такие заведения были в каждом населённом пункте России, за исключением разве что крошечных хуторов в три дома. Самыми популярными жанрами игр в этих клубах всегда являлись гонки и файтинги. Именно о файтингах я и поведу рассказ.
Пожалуй, нет в игровой индустрии другого такого жанра, который пережил бы больше взлетов и падений, больше изобретательских находок и смен дизайна, имел бы больше горячей поддержки со стороны фанатов и разработчиков.
Простая игровая механика: два парня стоят друг напротив друга и пытаются отправить противника в отключку ударами рук и ног – вскоре после своего появления стала одним из наиболее бурно развивающихся направлений в индустрии. Мировое сообщество любителей файтингов (Fighting Game Community или, сокращённо, FGC) проводит по всему миру масштабные мероприятия, на которые съезжаются тысячи лучших игроков, чтобы сразиться с себе подобными в рамках чемпионатов. Для этих ребят файтинги – не просто досужее развлечение, а работа. Трансляции пользовательских поединков в Street Fighter V и Mortal Kombat X собирают сотни тысяч зрителей. Файтинги являются квинтэссенцией идеи «видеоигр как спорта» - и, если судить по количеству и качеству тайтлов, которые должны появиться в ближайшее время, этот жанр переживает сегодня настоящее возрождение.
А пока мир присматривается к таким термоядерным проектам, как Injustice 2, Tekken 7 и Marvel VS Capcom 4 – давайте оглянемся назад на историю игр-файтингов и посмотрим, как много всего интересного в ней было. Это будет долгое путешествие – мы заглянем в те времена, когда ещё не было трёхмерной графики, не было приставки Nintendo Entertainment System, даже когда знаменитая серия Street Fighter была ещё лишь только набором идей в головах дизайнеров Такаши Нишияма и Хироши Мацумото. Начнём очень издалека – с 70-х годов прошлого века.
Что такое файтинг?
Когда же была выпущена первая в мире файтинг-игра? Многие ставят стартовую отметку жанра на Street Fighter 2, поскольку это была первая игра, закрепившая формулу этого жанра, дошедшую до наших дней. Но ещё до того, как появились линейки жизни, раунды и комбинации ударов (комбо), было достаточно много игр, проходивших по принципу боя один на один до полной победы одного из игроков. Самые ранние из них могут быть обнаружены в далёком 1976-м году, когда существовали две (если, конечно, вы не считаете таковой Pong) игры, моделирующие драку один на один. То были Knights in Armor и Heavyweight Champ.
Knights in Armor – вышедший в 1976-м симулятор рыцарского турнира, сделанный студией Project Support Engineering. Игроки могли выбрать белого или чёрного рыцаря (да, тогда ещё не существовало политкорректности) и противостоять друг другу на протяжении 10 или 12 турниров. Однако, поскольку в игре было очень мало движений, и фокусировалась она исключительно на обращении с копьём, её статус как файтинга находится под вопросом.
В том же году компания Sega выпустила игру Heavyweight Champ, которая была уже гораздо ближе к тому, что большинство людей понимает под файтингом. Это был симулятор бокса, где два игрока могли испытать свои силы, управляя монохромными фигурками боксёров. Однако сегодня игры про бокс и файтинги воспринимаются как два совершенно разных жанра. В 1987 году был выпущен ремейк Heavyweight Champ, в котором изображение изменилось на традиционный для такого рода игр вид со спины – и таким образом тайтл окончательно перекочевал в разряд спортивных симуляторов.
Много подобных проектов появилось прежде, чем мы увидели следующий крупный скачок в эволюции файтингов. Warrior, игра с векторной графикой от компании Vectorbeam представляла собой бой двух рыцарей на мечах с видом сверху. В этой игре игроки могли размахивать мечом при помощи джойстика, что давало им возможность производить различные типы атак. В Boxing, выпущенной для платформы Atari 2600, игрокам начислялись очки за выполнение разных видов ударов. Это также была одна из первых игр, доступных на домашних консолях.
Вышедшая в 1983-м игра Attack of the Phantom Karate Devils, выпущенная компанией Phantom Software, выглядела уже намного более похожей на те файтинги, которые мы знаем и любим. В этой двумерной игре для компьютеров Commodore 64 мастер карате должен был сражаться против ниндзя. В игре присутствовала шкала здоровья. Это также была одна из первых игр, в которых присутствовали дистанционные атаки (снаряды, которые персонажи бросают друг в друга) – правда, использовать их могли только противники. Однако – поскольку список приёмов главного героя был ограничен простыми ударами рукой и ногой, а проходить игру можно было только в одиночном режиме, назвать Attack of the Phantom Karate Devils полноценным файтингом мы также вряд ли можем. Её чаще относят к жанру beat’em up, хотя она и похожа на файтинг больше, чем любая из игр, появившихся ранее.
По злой иронии судьбы, выход этой игры совпал с первым крупным кризисом в индустрии видеоигр. Рынок аркад был переполнен однотипными проектами, созданными миллионами новоиспеченных компаний, желающих заработать. Существовали десятки домашних консолей, на которых можно было поиграть лишь в несколько игр. Перенасыщение рынка привело к большим трудностям в продвижении новых продуктов и закрытию нескольких компаний-разработчиков ранней эпохи. Также это привело к закрытию многих аркадных залов, что нанесло болезненный удар по геймерскому сообществу.
Продолжение следует (добавьтесь в друзья, чтобы не пропустить)
Journal information