
Одним из главных фактов биографии Александра Солженицына, без которого, вероятно, его и не было бы как писателя, является время, проведённое в местах лишения свободы. В этой связи многие люди, бегло ознакомившиеся с его творчеством, или же просто знающие об этом авторе понаслышке, часто задают вопрос: а почему же Солженицын, живописуя жизнь за решёткой, ничего не пишет о так называемых тюремных "петушениях" - то есть, изнасилованиях одними заключёнными других за нарушение воровских понятий, или просто по беспределу от похоти? Их, что, не было?
Именно так. Их не было. В отличие от Америки, где тюремные изнасилования - это целая культура (а с тех пор, как заключённых в американских тюрьмах перестали разделять по расовому признаку, это и вовсе стало там "национальным видом спорта") и осуществляются они всегда исключительно "по праву сильного", в СССР и впоследствии России, где неприятие гомосексуализма заложено в людях на генетическом уровне, заниматься этим было не принято даже в тюрьмах. Массовые "петушения" (как по понятиям, так и по беспределу) начались в советских тюрьмах лишь в конце 70-х, после волной прошли сквозь 80-е и 90-е, а уже к середине 2000-х эта "волна" начала спадать - и сегодня редко можно встретить "петуха", который получил этот статус не добровольно. Во времена же, когда сидел Солженицын, "опущенные" в тюрьмах ещё даже не были выделены в отдельную касту, и подобные явления вовсе не были широко распространены. Другими словами, если в лагерях ГУЛАГа кто-то кого-то и насиловал, то происходило это тайно, вдали от посторонних глаз, и потом о случившемся молчали оба фигуранта. Не было такого, чтобы группа блатных товарищей оприходовала молодого зека только потому, что он им понравился, а потом объявила "петухом", после чего он стал бы "достоянием республики", то есть, всего барака. Вся эта грязь, повторю, начала проникать в российское общество (в том числе и в тюрьмы) лишь ближе к концу 70-х, на что указывают и историки тюремной культуры, в один голос утверждающие, что каста "опущенных" и массовые "петушения" - это элемент, характерный для позднесоветского периода, и этого не было ни в ГУЛАГе, ни в тюрьмах царской России.
Именно поэтому на эту тему и не писал ничего Александр Солженицын. При нём этой темы просто не существовало как таковой.
Journal information