Антон Вильгоцкий (elhombresombro) wrote,
Антон Вильгоцкий
elhombresombro

Anathema - Weather Systems



Если кто-то все еще ждет от Anathema громоподобных боевиков с неичтовым ревом, бешеным гитарным гулом и барабанными партиями, подобными обвалу камней в горах – мы настоятельно рекомендуем этому парню проснуться. Если в 2001-м году еще можно было считать появление альбома ‘A Fine Day to Exit’ чем-то вроде эксперимента (тем более, что последовавший за ним ‘A Natural Disaster’ содержал, все же, более жесткий материал), то дальнейшее развитие музыкального семейного подряда братьев Кавана окончательно расставило точки на “I”, и очень мало кто сегодня сомневается в том, что эти ребята если и будут еще когда-нибудь гроулить – так только на концертах (что они, кстати, иногда и делают). Впрочем, наиболее злостные приверженцы «жести», которые до сих пор молятся на ‘Serenades’, объявили «Анафеме» анафему уже после альбома ‘Judgement’, а уж про более позднее творчество в их присутствии вообще лучше не заикаться – могут поперхнуться пивом. Стоит, конечно же, заметить, что подобные деятели никогда на самом деле и не являлись настоящими поклонниками Anathema. Ведь в творчестве этой группы главное – вовсе не звероподобный гроулинг или мощные риффы ранних лет, за которые их может любить какой-нибудь забитый татухами качок в косухе и бандане. Главное здесь – мысли и чувства, которые Кавана вкладывают в свои песни, их общая философская концепция. И если в 2001-м году изменились только художественные средства ее воплощения, то сейчас подверглась некоторому реформированию и сама концепция…
С самого начала своего творческого пути Anathema избрали не слишком агрессивную, но все же богоборческую позицию. Это явствовало как из названия группы, так и из немалой части ее текстов. От множества других ниспровергателей религиозных догм группу Anathema отличала манера подачи. Винсент Кавана не показывал небу «факов», не брызгал слюной, посылая Бога по матушке. Сначала он отчаянно протестовал против того беззакония, которое наблюдал в господствующей религиозной доктрине, чуть позже – снизошел до диалога, пытаясь «из первых рук» получить ответ, почему же в нашем жестоком мире все обставлено настолько дрянным образом. В одной из песен Anathema этот диалог даже был преподан наглядным образом – Винсент задавал вопросы, а под конец зычный голос отвечал ему: «Извини, Винс, но я не знаю, почему» (думаю, не обязательно расшифровывать, кому, согласно замыслу, принадлежал этот голос).
Отчаявшись найти решение на небесах, Винсент погрузился в перипетии экзистенциальной философии, результатом чего стал тот самый ‘A Fine Day to Exit’ – альбом, который после после первого прослушивания можно было принять за работу Radiohead. Более земной, чем все предыдущие работы группы, он, тем не менее, не принес Anathema всемирной славы и стадионных сборов. Так ведь не для того оно и делалось! То было лишь продолжение духовных исканий, облеченных в форму музыки. Сама она стала другой – но общее ощущение безысходности – за которое, в общем-то, и стоит любить группу Anathema – оно пока осталось.
Пожалуй, своего пика в его нагнетании они достигли на альбоме 2010-го года ‘We’re Here Because We’re Here’. На первый взгляд заглавие этой пластинки может показаться пафосным заявлением в духе «дальше действовать будем мы» - но он на то и первый, этот взгляд. Здесь Винсент Кавана предлагает нам философскую теорию, согласно которой никакого божественного замысла (а возможно, и самого Бога) не существует, согласно которой «мы здесь просто потому, что мы здесь»! Нет смысла искать ответы на проклятые вопросы мироздания – никто на них тебе не ответит. Нет смысла открывать дверь, ведущую куда-то во вне – за ней ведь ничего нет. Этот камень лежит здесь просто потому, что лежит, а не вовсе не потому, что он зачем-то должен здесь лежать! Альбом практически стал провозглашением торжества теории Дарвина. И, несмотря на то, что никакие традиционные приемы дума там не использовались, общая атмосфера была наиболее ужасной и безысходной за все время существования Anathema (по моему скромному мнению, конечно). Главный вопрос, который братья Кавана на этот раз ставили перед собой и перед нами, был таким: «Как же нам прожить эти наши абсолютно бессмысленные жизни?!».
И тут мы можем вспомнить золотые слова императора Лето Второго из книги Фрэнка Герберта «Бог-император Дюны». Этот литературный персонаж сказал: «Смысл в жизнь нужно привносить».
Вот и все. Это либо понимаешь, либо заканчиваешь свои дни на дне стакана (на игле, в петле, с пистолетом у виска…). Найдя для себя этот простой (но далеко не очевидный) ответ, Anathema создали альбом ‘Weather Systems’, ставший логическим продолжением не только их предыдущих работ, но и самой идеи мучительных духовных поисков. На смену отчаянию и депрессии среди черных руин явились восхитительные музыкальные ландшафты, которые при всем желании нельзя назвать тягостными. Вслед за окончательным угасанием неизбежно воспоследовал новый рассвет…
Сведенный маэстро прогрессив-рока Стивеном Уилсоном (Porcupine Tree), этот альбом является одним из лучших за всю карьеру Anathema. Это – великолепный синтез психоделического и прогрессивного рока, подернутый тонким налетом меланхолии и переполненный резонансной эмоциональностью. Долгое время главным музыкальным ориентиром для Anathema являлось творчество Pink Floyd, но теперь акцент сместился в сторону Genesis эпохи Питера Гэбриэла. Да-да, лениво разворачивающиеся полотна ‘Weather Systems’ очень напоминают магический реализм старых-престарых пластинок ‘Nursery Cryme’ и ‘The Lamb Lies Down on Broadway’.
Фирменный почерк самой группы поначалу слышится здесь не слишком отчетливо (в первую очередь стоит, конечно, сказать, что это уже новый их фирменный почерк, выработанный за последние десять лет). Но если прислушаться как следует, можно обнаружить, что их коронные фишки все-таки вплетены в вязкий поток психоделических мелодий. Только сыграны они теперь не в минорном, а в мажорном ключе – что само по себе является для Anathema существенным новшеством.
Альбом ‘Weather Systems’ не назовешь жизнерадостным, но он уже и не депрессивен. Это абсолютно спокойная и в целом позитивная работа. Однако, стоит отметить, что манера исполнения материала все-таки напоминает предыдущий альбом, отличаясь от него лишь гаммой настроений. Значит ли это, что Anathema, придя к катарсису как философы, застряли на одном месте как музыканты?..
Не стану говорить «Поживем – увидим». Давайте сперва как следует насладимся пластинкой ‘Weather Systems’.
Tags: anathema, doom-metal, gothic-metal, metal, music, rock, готика, метал, музыка, рок
Subscribe
promo elhombresombro october 14, 2014 17:33
Buy for 50 tokens
Если вы хотите, чтобы о ваших товарах или услугах мгновенно узнавали тысячи людей - обращайтесь ко мне. Более 10 лет работая в медиа-сфере, я отточил мастерство создания рекламных текстов до такой степени, что если людям не сказать, что они видят перед собой рекламу, то они ни за что не догадаются…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments