?

Log in

No account? Create an account
Внимание

elhombresombro

Правила хорошего Антона

Мясо, виски, гейм-дизайн, спорт и секс


Previous Entry Share Next Entry
Внимание
elhombresombro

Издание книг за счёт автора - плюсы и минусы

Авторов, издающихся за собственный счет, традиционно принято помещать в самый низ «пищевой цепочки» - ниже даже, чем тех, кто создаёт книги на основе популярных компьютерных игр. На самом деле и там и там можно обнаружить вполне приличные, и даже очень хорошие произведения. А в сегменте изданного на средства автора – так и вовсе гениальные. Давайте порассуждаем – почему сложился в нашем обществе такой стереотип, и соответствует ли он действительности…

Очень многие люди по сей день убеждены в том, что в издательствах действуют некие суровые критерии отбора – дескать, коллегия строгих дядечек в серых пиджаках тщательно вычитывает каждую рукопись, оценивая ее художественные достоинства – и ставя именно их во главу угла, когда принимается решение о публикации. Но это – представления уже двадцатилетней давности. Конечно, существуют и издательства, специализирующиеся на выпуске «высокой» литературы, и там, разумеется, дело обстоит именно так. Но если же мы говорим о массовых жанрах: фэнтези, детектив, боевик, любовный роман – в ход идут совсем другие методы. И было бы глупо – крайне глупо – полагать, что какие-нибудь «Стальные когти», «Месть эльфов», или «Бунт “петухов”» проходят через то же горнило, что произведения Веллера, Сорокина и Толстой.
Десять, пятнадцать, двадцать лет назад автор серьезной психологической прозы имел все шансы опубликоваться с первого же захода, поскольку в издательском бизнесе все обстояло в те годы не столь цинично, как ныне. Ну а в платном сегменте не было почти ничего кроме шлака. В основном – многотомные сочинения «певцов родного края» («Донские степи», «Эх, Кубань, ты наша Родина», «Моя Калмыкия», etc), либо же книги, написанные, вроде бы, в популярных жанрах, но – чудовищным языком, на уровне школьного сочинения, накарябанного пятиклассником-второгодником.
А что сегодня? С прискорбием констатируем наипечальнейший факт: все с точностью до наоборот. Именно пятиклассники-второгодники выдвинулись на первый план, а глубокие, интересные, написанные живым языком и проникнутые духом оригинальной философии книги издаются все больше за счет авторов.

При этом значительная их часть вовсе не доходит до читателя. Раньше в том беды особой не было – ведь раньше и расклад был другой. Ну, написал ты очередную «Летопись степей донских», наскрёб деньжат на издание, но продать не смог. Сам виноват. Её при любом способе публикации никто не купил бы. Сегодняшним «ПИС»-ам (кто не в курсе насчёт этой аббревиатуры – см. «Маятник Фуко» Умберто Эко) должно быть во много раз обиднее, чем тогдашним. Ведь качество их прозы в десятки, если не в сотни раз лучше. Это как раз те книги, которых не хватает, на отсутствие которых жалуются многочисленные посетители тематических ресурсов Рунета. Мне известны некоторые примеры, но приводить их здесь не стану, поскольку не спрашивал на то разрешения у самих писателей.
И если у издательства, штампующего шлак, есть в распоряжении собственные торговые сети, или широкая база партнеров, то одинокий литератор, как правило, этим не располагает…
Тут мы подходим к самому интересному. Неприятная ситуация, о которой говорилось выше, таит в себе оборотную сторону, которая куда как более приятна. Издание своих книг за собственный счет сегодня является более выгодным занятием, чем попытки наладить сотрудничество с крупными издательскими компаниями…

Смотрите сами. Авторский гонорар, каким бы высоким он ни был, являет собой одну из самых незначительных расходных статей в бюджете книги. Предположим, вы получили гонорар в 50 000 рублей из расчета 5 рублей на одну штуку – за книгу, выпущенную тиражом в 10 000 экземпляров (суммы указаны по версии Дмитрия Липскерова)…
При этом отпускная цена данной книги на складе издательства – 80 рублей. То есть, после реализации тиража и выплаты автору, остается 750 000.
Каковы затраты на производство книги? Вот информация, полученная в одном из региональных издательств: при условии, что произведение будет выпущено все тем же тиражом в 10 000 экземпляров, в твердом переплете и на хорошей бумаге, затраты на публикацию составят порядка 390 000 рублей.
Учитывая тот факт, что компания, предоставившая эту информацию, славится своей жадностью, можно предположить, что с кем-нибудь другим можно договориться значительно дешевле. Ну, предположим, за 350 тысяч.
Итак, вы заказали производство своего романа или сборника как раз за эту сумму и получили на руки тираж. Вот она, самая соль – продав его даже по цене 100 рублей за экземпляр, вы заработаете ровно миллион, получив почти 200-процентную прибыль.
Звучит соблазнительно, не правда ли? Но прежде, чем бросаться в пучину самостоятельного бизнеса, стоит продумать несколько очень важных шагов. Иначе может повториться ситуация с «Летописью степей донских».

Первое. Где взять деньги? Конечно, есть среди литераторов люди, которым для этого нужно всего лишь несколько месяцев откладывать в тайный сундучок малую часть своей зарплаты. Понятное дело, что им мои советы не нужны.
Как быть, если вы не являетесь топ-менеджером международной корпорации? Естественно, способ всего один – найти спонсора. Из этого вытекает следующий подпункт: чем его заинтересовать?
В самом деле, какой резон богатому человеку выкладывать несколько сотен тысяч, чтобы некий писатель смог заработать миллион? Основных пути два: либо найти мецената, который сделает вложение просто из любви к искусству и для его поддержки, либо предложить грамотный product placement прямо на страницах своей книги.
В теории: вы связываетесь с директором автозавода и предлагаете ему вложить деньги в издание вашей книги при условии, что ее протагонист будет ездить на машине этого завода и всячески ее нахваливать (это, конечно, самый примитивный вариант, можно продумать все гораздо тоньше, но тут уж каждый сам решит). Директор, конечно, может и отказаться. Не беда, существует множество крупных компаний, нуждающихся в дополнительной рекламе. Или же вам скажут, что предложение интересно, но всю сумму целиком фирма, к сожалению, предоставить не может. Значит, придется собирать ее по частям: табачная фабрика, сотовый оператор, сеть обувных салонов, etc. На художественные достоинства книги это никак не повлияет – наоборот, поможет детализировать повествование.

Второе. Способ распространения. При условии, что вы все делаете в одиночку, это, пожалуй, самый сложный момент. Наладить связи с книготорговыми компаниями во всех регионах страны вряд ли получится быстро. Начать заниматься этим стоит даже чуть раньше, чем вы начнете искать деньги. Но не стоит думать, что продажа через книжные магазины – единственный путь.
Вы можете, во-первых, создать собственный интернет-магазин, чтобы лично принимать заказы от читателей со всей страны (для начала). А во-вторых – продавать книги во время творческих встреч, которые тоже не проблема организовать себе самостоятельно. Многие авторы сегодня уже поступают так. Правда, конечно, там речь идет о значительно меньших тиражах.
Впрочем, каким именно он будет – тираж вашей книги – решать, безусловно, вам. Не желаете рисковать, с ходу связываясь с миллионным оборотом – начните с трёх или пяти тысяч экземпляров. Возможно, после нескольких таких акций у вас появятся средства, позволяющие не тратить больше время и силы на поиски и переговоры.

Третье. Ну а теперь смотрим в самое начало статьи. «Авторов, издающихся за собственный счет, традиционно принято помещать в самый низ «пищевой цепочки» - ниже даже, чем тех, кто создаёт книги на основе популярных компьютерных игр». К сожалению, это все еще так, и, возможно, никогда не изменится. На писателя, пытающегося лично продать книгу, выпущенную не за счет издательства, неизбежно будут косо посматривать. Единственный способ избежать этого – никому и никогда не сообщать, что дело обстоит именно так. Вы не обязаны указывать на сей факт в выходных данных книги, и не должны отвечать на провокационные вопросы.

Четвертое. Вряд ли все вышесказанное пригодится вам, если вы лишь готовитесь начать литературную карьеру. Чтобы заинтересовать спонсоров, готовых заплатить за рекламу, им нужно предъявить хотя бы несколько тысяч человек, которые ее увидят. Поэтому прежде, чем переходить на такое «самообслуживание», стоит, пожалуй, обрести некоторую популярность. Сиречь – выпустить несколько произведений традиционным способом, обращаясь в издательства.

Если у вас получится – это будет высший пилотаж. То, что многим кажется постыдным и недостойным настоящего писателя, превратится в ваше преимущество, позволяющее обойтись без лишней суеты.

promo elhombresombro october 14, 2014 17:33
Buy for 50 tokens
Если вы хотите, чтобы о ваших товарах или услугах мгновенно узнавали тысячи людей - обращайтесь ко мне. Более 10 лет работая в медиа-сфере, я отточил мастерство создания рекламных текстов до такой степени, что если людям не сказать, что они видят перед собой рекламу, то они ни за что не догадаются…

  • 1
А дальше начинается самое интересное: готовый тираж надо вывезти из типографии, где-то складировать (10 тысяч -- немалая гора бумаги), а главное -- ПРОДАТЬ.

Расскажите поподробнее, и желательно, на собственном опыте, :-) как Вы продавали 10 тысяч экземпляров книги никому не известного автора.

А я ещё не начал этим заниматься. Это теория пока что.

А я был главным редактором в трех издательствах. :-)
Мы, конечно, журналы выпускали -- но и книги издавать приходилось, так что механизмы работы системы распространения я знаю не понаслышке.

1-2 тысячи продать еще можно (но придется побегать), 3 тысячи -- на упоре, а 10 тысяч без издательства (то есть БРЭНДА, который знают книготорговцы, инфраструктуры и аппарата) -- нереально.

Цифры названы гипотетические. Каждый сам волен определиться с нужным ему тиражом, рассчитав заранее, какое количество он "потянет".

Ну и посчитайте, сколько Вы заработаете на тираже в 1-2 тысячи.

Кстати, именно поэтому самиздат -- в конце пищевой цепочки: люди не в состоянии обеспечить тираж и механизм распространения, которые бы дали возможность сделать их хоть сколько-нибудь известными.

Вы лучше сходите в блог Эльвиры Барякиной и на ее сайт, она там очень внятно и по делу рассказывает, как писателю раскручивать себя.

  • 1