Антон Вильгоцкий (elhombresombro) wrote,
Антон Вильгоцкий
elhombresombro

Category:

Iron Maiden (из архива Classic Rock)



Текст: Дом Лоусон
Перевод: Антон Вильгоцкий

Добро пожаловать в 2013-й. Время идет вперед, волоча нас всех за собой, в то время как мир вокруг нас продолжает развиваться, как в хорошую, так и в плохую сторону. Технологическая эра, в которую мы живем, стала причиной того, что наша повседневная жизнь постоянно меняется, и зачастую с ужасающей скоростью. Музыкальная индустрия в особенности изменилась в последнее время – практически до неузнаваемости – и потребуется большая ответственность, чтобы попробовать предсказать ее будущее. Но некоторые вещи остаются столь же надежными и истинными, как и всегда. Спустя тридцать четыре года после выхода их дебютного сингла, Iron Maiden остаются величайшей хэви-метал группой на планете и наиболее коммерчески успешным проектом среди всех жанров. А нынешним летом они вернутся на свою самую заветную утоптанную делянку – в замок Доннингтон – чтобы возглавить фестиваль Download, который обещает быть самым привлекательным музыкальным событием этого года.
Конечно, последние десять с небольшим лет в жизни Maiden – начиная с возвращения в группу Брюса Дикинсона и Эдриана Смита в 1999-м – были ознаменованы возвращением на самую вершину рок-дерева. Музыканты переплюнули даже многочисленные достижения своих первых блистательных десяти лет. Но, несмотря на то, что мы давно привыкли считать Maiden лучшей и безупречнейшей группой всех времен, важно также помнить о том, каким было их первоначальное восхождение к славе, и о том, как, будучи молодыми людьми, они сумели зарядить наш любимый жанр такой страстью и целостностью, что это принесло им недосягаемую репутацию одной из тех групп, которые всегда смогут с гордостью нести вперед знамя хэви-метала.
Начиная со скромных первых шагов в Лондоне, когда они потом и кровью пробивались к славе, безостановочно давая концерты на различных грязных площадках в окрестностях столицы и где угодно еще, главными чертами Maiden всегда были тяжелая работа, решительность и мощная вера в себя. Когда группа начала выпускать альбомы, хард-рок и метал находились в отчаянном положении, эта музыка была совершенно немодной. Однако «новая волна британского хэви-метала» - сцена которую Maiden переросли почти сразу же после того, как их одноименный с группой дебютник появился на полках магазинов – начала изменять музыкальный ландшафт, и музыкальный бизнес начал потихоньку оценивать и привечать истинный потенциал тяжелой музыки.
Maiden бросали фортуне вызов снова и снова. Их путь на вершину достиг решающего момента, когда в состав группы вошел Брюс Дикинсон, заменивший вокалиста Пола Ди’Анно в 1981-м. Это привело к записи альбома The Number Of The Beast, альбома, который сделал Maiden звездами почти повсюду. Piece Of Mind 1983-го и последовавший за ним Powerslave лишь ускорили неумолимый рост группы, а их огромная любовь к гастролям привела к тому, что между группой и армией ее поклонников по всему миру установилась беспрецедентная и неразрывная связь.
К тому моменту, когда Maiden начали свой World Slavery Tour в 1984-м, они были неудержимы. С августа 84-го по июль 85-го они сыграли 187 ошеломляющих шоу: обширный глобальный заезд, подтвердивший, что теперь они действительно стали самой большой метал-группой на планете. Но, как группа теперь вспоминает, со смесью ностальгии и накопленной с годами мудрости, даже супергерои имеют предел возможностей. Как они расскажут в готовящемся к выходу фильме Maiden England’88 (потрясающем свидетельстве их исторического триумфа в национальном выставочном центре Бирмингема во время тура 88-го года 7th Tour Of A 7th Tour, где представлен очень откровенный взгляд на те горячие дни), то были лучшие времена, но и самые жуткие времена.
«Да, под конец World Slavery Tour мы все были как сардины в банке, бегали туда-сюда, тощие как грабли, - говорит Брюс Дикинсон. – Я думаю, мы все слегка сошли с ума. Я уж точно сходил с ума в те дни. Тринадцать месяцев в дороге никак не могли положительным образом повлиять на мое психическое здоровье!».
«Конечно, 13 месяцев в дороге измотают кого угодно, - добавляет Стив Харрис. – Но некоторым приходится тяжелее, чем остальным. Брюс был по-настоящему вымотан. Очевидно, что для него гастроли являются более жестким испытанием, чем для остальных участников группы – ему приходится пытаться петь в одном и том же регистре, в течение двух часов, пять или шесть вечеров в неделю. Это тяжело. Он был готов для «веселого домика», это было заметно»
«Я прошел через некоторый период, когда я как бы вытаскивал все это на себе, - признается Брюс. – И под конец я, думаю, истощил свой запас творческих сил. Я был опустошен. Ничего не осталось в бензобаке, правда».
Успех тура World Slavery, не говоря уже о последовавшем за ним взорвавшем чарты классическом живом альбоме Live After Death в 1985-м, означал, что Maiden стали востребованы как никогда и что все глаза и уши настроены на скорейший прием их следующего творческого экзерсиса. Учитывая, что эти несколько лет непрерывных гастролей и студийной работы привели их – а в особенности Брюса – на край опустошения, это гигантское внешнее воздействие могло бы закончиться для какой-нибудь не столь крупной группы длительным бездействием, или, в самом крайнем случае, небольшой паузой. Но Maiden не останавливались ни ради кого. «Это прекрасно – то, что в группе есть сильные авторы, - говорит Стив. – Если кто-то один зачах, или кто-то другой на нервах, я знаю, что у меня есть другие люди, которые могут все сделать, так что это на самом деле никогда не было проблемой».
«Большинство вещей, которые я сочинял, на самом деле являли собой попытки полностью перевернуть Maiden с ног на голову, - говорит Брюс. – Я говорил: ну вот, мы сделали эту крутую металлическую вещь, может, нам теперь подрасслабиться, сделать что-нибудь немного более акустическое, например?». И все выпяливались на меня так, будто у меня две головы!».
«Я просто сказал: посмотри, среди множества твоих песен есть достаточно интересные идеи, но они просто не подходят нам, - заявляет Стив. – Это материал больше в духе Jethro Tull, которых я люблю, но было бы неправильно делать это песнями Iron Maiden. Не знаю, в тот момент это совсем не казалось мне правильным».
После того, как планы Брюса совершить радикальный поворот в концепции Maiden были грубо отвергнуты его товарищами по группе, вокалист временно отступил в сторону, предоставив остальным участникам возможность самим заполнить образовавшийся в группе творческий вакуум. На этот раз за дело взялся гитарист Эдриан Смит, который создал три песни для шестого альбома Maiden, Somewhere In Time – включая его первый сингл, гимновую Wasted Years. Стив наколдовал очередную порцию своих привычных шквальных эпичных песен, и новый альбом был обречен на то, чтобы стать еще одним большим и основательным заявлением. «Эдриан на самом деле никогда не писал особо много текстов, так что сам факт того, что он пришел и написал несколько текстов сам… я думаю, он просто хотел поэкспериментировать над собой, - говорит Стив. – Это сработало превосходно, три по-настоящему высококлассных песни».
Записанный в двух студиях – Compass Point в Нассау и легендарной Wisseloord в Голландии, Somewhere In Time знаменовал собой некоторое отступление в музыкальной манере Maiden, поскольку там использовался очень новаторский для тех времен гитарный синтезатор – вещь, которую до той поры использовали в металле крайне редко. Песни Эдриана Смита определенно привнесли альбому свежего настроения и духа «радио-дружественного» шарма, идеально сочетаясь с такими композициями Стива, как мгновенно ставшая стадионным хитом Heaven Can Wait и грандиозная Alexander The Great. Это, возможно, был самый противоречивый альбом Maiden на тот момент, но Somewhere In Time, с его чудесной, детализированной обложкой работы Дерека Риггса, изображавшей Эдди в виде киборга, привел в восторг старинных поклонников, став доказательством того, что энергия группы нисколько не угасла, несмотря на небольшие изменения в настроении музыки. Выпущенный в сентябре 1986-го, Somewhere In Time стал еще одной большой удачей для Maiden по обе стороны Атлантики. Несмотря на то, что они были близки к коллективному коллапсу под конец World Slavery Tour, нельзя было даже представить себе, что Стив Харрис или Род Смоллвуд позволят группе снять ногу с педали газа, так что они незамедлительно начали еще один колоссальный мировой тур в поддержку нового альбома. «Somewhere In Time был покороче World Slavery Tour, так захотел Брюс, в основном, потому, что предыдущий тур был слишком долгим, - говорит Род. – Я имею в виду, он был по-настоящему долгим. С каждым альбомом или туром мы становились немного больше. Это моя работа – делать это настолько большим, насколько возможно, в любой точке мира. Эта идея объехать вокруг света дважды, с высоты прожитых лет не кажется лучшей из тех, которые у меня были. В общем, в туре Somewhere On Tour было всего 157 концертов».
Начавшись с забега из 24 концертов по Соединенному Королевству, который закончился шестью подряд аншлаговыми шоу в Хаммерсмит-Одеон, тур в поддержку Somewhere In Time вывел Maiden на новый уровень смелости в подаче самих себя. Научно-фантастический дух культовой обложки альбома стал прекрасным трамплином для фантазии группы, которая вылилась в сценическое шоу, столь же потрясавшее своим визуальным оформлением, сколь непростительно экстравагантное, а главное – идеально совпадавшее с теперь уже железной репутацией Maiden как величайшей концертной группы на Земле.
Оглядываясь назад, тем не менее, можно увидеть, что этот тур также стал одним из тех моментов, когда склонность группы к созданию суперзрелищных мероприятий подвила их прямиком к границе с цирком.
«Это был «Большой Надувной Тур». Дэйв Лайтс делал наше осветительное оборудование, и он также был мастером надувных фигур, - вспоминает Брюс. – У него на самом деле была надувная мания величия. У нас были две больших гидравлических руки, которые поднимались вверх, с надетыми на них надувными когтистыми руками Эдди. Ну чем не Spinal Tap?!».
«Я и Брюс стояли на ладонях надувных рук, - говорит Стив. – В один из вечеров прожектор был помещен слишком близко и прожег там дыру. Хлоп! Я чувствовал себя настоящим идиотом, стоя там, на испорченных декорациях. Но это еще не все! Самое лучшее во всей этой истории было то, что к следующему концерту техники залатали дыру. Они привязали пальцы обратно, так что рука поднималась с оттопыренным средним пальцем! Это было очень смешно!».
«Внезапно выбегают ошалевшие тур-менеджеры и начинают накачивать эти инопланетные руки, - смеется Брюс. – У нас была ударная установка на подъёмнике, которая возносила Нико высоко вверх, и, конечно же, голова Эдди, которая надувалась снизу. Это было здорово, за исключением тех моментов, когда давление начинало спадать, и тогда она выглядела как обвисший мусорный мешок, ха-ха-ха!».
Никогда не воздерживавшийся от того, чтобы привнести немного театрального флера в шоу Maiden, Брюс во время Somewhere On Tour находился в своей стихии, представая на сцене в некоторых из самых странных, изукрашенных и экстравагантных костюмов, какие только можно себе представить. Maiden решили не снимать ни один из концертов на профессиональном уровне, но, несмотря на эту досадную оплошность, думаю, любой, кто видел группу в то время, с легкостью вспомнит, как выглядело сценическое обмундирование Брюса, не говоря уже о все более и более ярких вариациях спандексовых штанов его товарищей по группе, штанов, которые надолго им запомнились.
«О чем мы думали? Ха-ха-ха! То была эра, когда нужны были яркие, кричащие костюмы, громкая музыка и громкая группа, - говорит Дэйв Мюррей. – Все было по-настоящему громким. Ты должен был надевать солнечные очки, во многом из-за крупного масштаба. Все было очень крупномасштабным уже только из-за того, как мы одевались».
«На самом деле я не думаю, что мы были похожи на Spinal Tap в то время, но я одевался в по-настоящему странные костюмы тогда, - признается Брюс. – Что я хотел сделать – так это чтобы в верхней своей части я выглядел как Эрол Флинн, а в нижней… ну как если бы космический охотник из фильма «Запретная зона» настрелял каких-нибудь жаб-мутантов и сделал себе штаны из их кожи. Потом у нас была тема с очень китчевым бьющимся сердцем, окруженным светящимися шнурами. Идея состояла в том, что весь костюм будет покрыт искусственными венами, которые будут все время пульсировать, так что под конец это выглядело следующим образом: 30 фунтов медной проволоки внутри большой оболочки, и свинцово-кислотная батарейка на шесть вольт, которая вырабатывала свой ресурс уже на половине песни!».
Но, несмотря на неисправные надувные фигуры и смехотворное латание дыр по ходу концерта, Somewhere On Tour стал для Iron Maiden еще одним безусловным триумфом. Мало того, что они теперь наслаждались беспрецедентным уровнем популярности в Европе и Америке – даже Дальний Восток подпал под обаяние их чар. Этот феномен привел к тому, что группа впервые стала хедлайнером на легендарной японской площадке Будокан.
«Это было большое дело – играть в Будокане, - говорит Род. – То был первый раз, когда мы играли там. Будокан – всемирно известный японский центр боевых искусств. Это своего рода честь – играть на такой площадке».
«Я, как ни странно, был разочарован, - замечает Брюс. – Я-то всегда представлял себе, что это БУ-ДО-КАН… а это просто спортзал! Но вот тур подошел к концу, и я подумал: «Не так уж это было и плохо!». Я немного подумал о делах, а потом был разговор со Стивом, и он сказал: «Мы должны сделать концептуальный альбом! 7th Son Of A 7th Son». Я посчитал эту идею гениальной!».
Если Somewhere In Time появился на фоне некоторой нестабильности и усталости, то его последователь был уже звуком группы, которая вернулась на пик формы, решила превзойти все свои прошлые достижения и была преисполнена безрассудства создать альбом, который обессмертил бы ее статус в качестве самого большого и амбициозного метал-атракциона в мире.
1988-й был знаковым годом для хард-рока и метала, когда многочисленные классические альбомы – такие как Operation Mindcrime Queensryche, No Rest For The Wicked Оззи Осборна и …And Justice For All от Metallica вносили свою лепту в продолжающийся процесс становления тяжелой музыки в качестве коммерчески перспективного жанра. Кроме того, такие группы как Guns N’Roses и Bon Jovi наслаждались огромным успехом, и, несмотря на то, что Maiden никогда не были группой, ориентированной на выпуск хит-синглов или на потворствование мэйнстриму, они, конечно же, не могли допустить, чтобы кто-то украл их гром. Записанный в Musicland Studios в Германии, где в течение 70-х были созданы такие бессмертные бриллианты как Stormbringer Deep Purple и Rising от Rainbow – Seventh Son Of A Seventh Son стал первым концептуальным альбомом Maiden, их первым альбомом, включавшим заметное использование клавишных, а также наиболее авантюрной в музыкальном плане пластинкой из всех, что эта группа когда-либо создавала. Со своим драматичным акустическим интро и последующим волнительным извержением таких бритвенно-острых хитов как Can I Play With Madness, The Clairvoyant и The Evil That Men Do, с отчетливым оттенком прога в эпичном заглавном треке и The Prophecy, Seventh Son был экстраординарной демонстрацией творческой силы группы, которая упивалась разнообразием возможностей своего уникального фирменного саунда.
«Это был еще один шаг вперед после Somewhere In Time, - говорит Стив. – Мы заранее решили, что мы хотим продолжать экспериментировать с большими, грандиозными разновидностями саунда, но на этот раз будем использовать синтезаторы».
«Я на самом деле рассматриваю Somewhere In Time как переходный альбом, не до конца сформированный, - говорит Брюс. – Когда же дело доходит до Seventh Son, то это – более отчетливое, определенное заявление. Maiden постепенно развивались из группы, игравшей острый припанкованный метал в группу, играющую прог-метал, ну, или по крайней мере, имевшую проговые устремления».
«Я, все же, думаю, это был по-настоящему сильный альбом, я действительно так считаю. В некоторых регионах мы получили фантастические рецензии, где-то еще этого не было, - вспоминает Стив. – Это был в большей степени европейский альбом, он не был воспринят так же хорошо в Штатах, но знаете, что? Мне все равно, потому что в конце концов, если людям он нравится – то он им нравится. Если нет – то нет. Мы думали, что это был по-настоящему сильный альбом. Мы все еще думаем, что это по-настоящему сильный альбом. Я думаю, он прошел испытание временем».
Начиная с того момента, как Can I Play With Madness попала в британский хит-парад синглов под номером три – самая высокая для Maiden позиция на тот момент – было очевидно, что Seventh Son Of A Seventh Son станет для группы большим альбомом. Выпущенный в апреле 1980-го, снабженный одной из самых ударных обложек в истории метала, альбом взлетел прямиком на вершину британского альбомного чарта и произвел еще три хит-сингла, вошедших в ТОП-10, и даже привел к тому, что Maiden стали включать на мэйнстримовом радио. Возможно, высшая точка первых десяти лет их карьеры, Seventh Son подтвердил, что весь тот тяжелый труд и настойчивость, которые вели их вперед сквозь предшествовавшие годы, стоили того. Теперь, довольный тем, что его ребята готовы, менеджер Род Смоллвуд решил, что для Iron Maiden настало время впервые возглавить фестиваль Monsters Of Rock в замке Доннингтон. 20 августа 1988-го неоспоримые мастера метала шагнули навстречу своей судьбе и сыграли главный концерт в жизни каждого из них, возглавив список исполнителей, в который входили также Kiss, Guns N’Roses, Дэвид Ли Рот, Megadeth и Helloween.
«Фестиваль Monsters Of Rock в Доннингтоне был большой вещью для нас, - говорит Род. – Нам каждый год предлагали на нем играть. Не знаю, почему, но я не хотел этого делать. Фестивали были чем-то новым, хотя Reading существовал уже давно, и я просто хотел подождать, покуда у нас появиться повод стать хедлайнерами. Я не знаю, не могу объяснить, почему, но в том момент мне показалось, что время настало».
«Мы продали 66 000 билетов предварительно, - говорит Стив. – И мы ожидали, что придет, может быть, максимум 5-10 000 человек, а пришли 41 000! Это было потрясающе».
«Это было великолепно, - соглашается Брюс. – Группа словно бы взяла новый вес».
«Конечно же, слава того дня была омрачена тем фактом, что чуть ранее погибли двое ребят, - добавляет Род. – Они были раздавлены, когда шли вниз по склону».
«Нам потом рассказали об этом и, конечно же, это было просто ужасно, - признает Стив. – Та ситуация, когда, будучи в самом лучшем настроении, вдруг теряешь почву под ногами. Это было страшно».
Несмотря на трагическую гибель двух фэнов во время сета Guns N’ Roses (это событие несколько омрачило триумф Maiden), нет никаких сомнений в том, что выступление на Monsters Of Rock было значительной вехой и венцом их десятилетнего путешествия из пабов восточного Лондона к мировой известности. Maiden вновь объехали вокруг света с зрелищной программой 7th Tour Of A 7th Tour, и к тому моменту, как они вернулись в Англию, парни находились в потрясающей форме – той самой, которая сделала Live After Death столь феноменальным живым альбомом. Таким образом, настало время вновь запечатлеть весь опыт Maiden – на этот раз в Бирмингемском выставочном центре, 27 и 28 ноября 1988-го. Интенсивный, создающий ощущение присутствия слепок группы на пике ее возможностей, был выпущен на видео осенью 1989-го. Двадцать четыре года спустя он будет впервые переиздан на DVD и Blu-ray – замечательная возможность для фэнов, которые не смогли попасть на те волшебные шоу, возможность оживить прославленный срез истории Maiden. Как подтверждает Дэйв Мюррей, Maiden England представляет очень важный момент в карьере группы – момент, в котором они подтвердили свою преданность поклонникам в своей родной стране. «Вернуться в Англию и сыграть концертный тур на больших аренах, как, например, в Бирмингеме, где мы снимали эти концерты, - говорит он, - было как будто мы вернулись и воткнули флаг в британскую почву».
«Я думаю, что видео Maiden England сильно отличается от Live After Death, поскольку последний мы делали с режиссером Джимом Юкичем, - говорит Род. – Я более или менее контролировал этот процесс. Мы заменили звездно-полосатый баннер в Лонг Бич (стадион в Лос-Анджелесе) и повесили вместо него Юнион Джек. Это был первый выстрел, который – по моему мнению, был превосходным выстрелом. Будучи менеджером, я хотел, чтобы это было так: «Эй, мои ребята очень большие!». Ну а насчет Maiden England Стив сказал: «Ну, ты сделал тот фильм, теперь моя очередь».
«Я хотел снять его так, как если бы это был вид из глаз 10-12 зрителей, - разъясняет Стив. – Так, как если бы кому-то из фэнов раздали камеры. Просто видеозаписи, которые делают зрители, хорошо захватывают момент. Быть может, технически они не совершенны, но эти ребята знают, что они хотят видеть».
«Стив хотел показать это так, как видят зрители на концерте, - добавляет Род. И, покуда менеджер не путался под ногами, начал выделываться: эй, посмотрите на нас! Мы сделали четыре шоу на Лонг Бич! Ха-ха-ха!».
«Когда я впервые посмотрел видео, то подумал, что это ошеломляюще, - говорит Нико. – Продакшен, звук, то, как мы играли – а это было грандиозно – я имею в виду, мы играли очень быстро, и это было что-то вроде ретро-Maiden, это было то, что мы делали в течение 80-х. Теперь же, когда я вновь смотрю Maiden England, то думаю: «Ничего себе, это действительно быстро!». Seventh Son Of A Seventh Son… Чтоб мне провалиться, Брюс даже не мог ее толком спеть, она была такой быстрой! Но тогда это работало на нас».
Однако, каким бы впечатляющим ни был Maiden England, никто из участников группы не был доволен концертами в Бирмингеме. На самом деле, для Эдриана Смита фильм стал отправной точкой, приведшей в конечном итоге к его уходу и началу новой, гораздо менее сочной эпохи Maiden 90-х. «В конце концов, мы просто сделали то, что сделали. Публика была великолепной, - говорит Эдриан. – Оглядываясь назад, я вспоминаю очень многое. Мы сыграли песни слишком быстро. Я не знаю, заметили ли это преданные поклонники, но это заметил я, и почувствовал, что мне не нравится тот факт, что публике это понравилось. Людей не беспокоили наши оплошности. Мы вышли с некоторыми по-настоящему интересными песнями, но просто выбили всю жизнь из них, сыграв их слишком быстро. Я пытался что-то с этим сделать, но потом просто загнал это вглубь себя, и несколько разочаровался в том, что мы делали… и в следующем году меня уже не было в группе».
Неурожайный период для метала в целом, десятилетие, последовавшее за Maiden England было суровым испытанием решительности группы, учитывая уход Брюса и замену его на Блейза Бейли, ставшую самой значительной и спорной главой в биографии Maiden. Но, к счастью, мы все с вами знаем, что эта глава закончилась, и знаем, что началось вслед за ней. С тех пор как в 2000-м вышел Brave New World, Iron Maiden провернули невероятный трюк, сравнявшись с самими собой из славных восьмидесятых – и даже в чем-то превзойдя себя прежних. Мы увидимся с вами – и с ними – на поле в Лестершире, в июне этого года. Это будет не просто путешествие во времени, в их первую золотую эпоху – а еще и празднество группы, которая никогда не шла на компромиссы и не воспринимала армию своих фанатов как нечто само по себе должное. Iron Maiden. Сделаны в Англии. Стали объектом поклонения во всем мире. Чем больше мир вокруг меняется, тем более верными себе они остаются.
Tags: classic rock, metal, rock, музыка
Subscribe

promo elhombresombro october 14, 2014 17:33
Buy for 50 tokens
Если вы хотите, чтобы о ваших товарах или услугах мгновенно узнавали тысячи людей - обращайтесь ко мне. Более 10 лет работая в медиа-сфере, я отточил мастерство создания рекламных текстов до такой степени, что если людям не сказать, что они видят перед собой рекламу, то они ни за что не догадаются…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments