На днях попались мне в Сети размышления одного начинающего фантаста (на бумаге не издававшегося), известного не столько своим творчеством, сколько своим умением наживать врагов. Так вот, данный персонаж заявил, что стремится создать некий новый язык российской фантастической литературы, язык настолько яркий, что он сможет донести до читателей некие новые идеи. Таким образом, проблему отсутствия новых идей в русской фантастике этот горе-литератор видит в том, что у неё нет по-настоящему острого и живого языка.
Он ошибается, конечно. На самом деле проблема любой литературы сегодня - в читателе, и только в нём. Вот нафига, скажите, фантастике какой-то новый язык, если люди и имеющийся-то с трудом понимают? Достаточно несколько часов почитать отзывы и посты на тематических сайтах (таких, например, как скандально известный Фантлаб), чтобы стало ясно - огромное количество людей вообще непонятно зачем открывает эти книги. Ещё менее понятно, зачем они потом открывают рот - ведь ничего, кроме позора, высказывание таких мнений, на мой взгляд, принести не может (хотя нищие духом, конечно, блаженны, и им всё как божья роса). Вот, например, очень показательный отзыв на "Хроники Схарны" - хотя, казалось бы, куда уж проще?...
Но, тем не менее - они постоянно пишут, что хотят чего-то свежего, чего-то нового, чего-то "более другого". Это на самом деле являет собой большой подвох для автора или издателя, который захочет пойти навстречу ожиданиям и требованиям этой тусовки. На самом деле эти ожидания и требования не существуют - они озвучены только по принципу "лишь бы прокукарекать". Главный принцип этих людей - "казаться, а не быть", и они никогда не купят книгу, о которой, казалось, так мечтали - ну как же, это ведь кто-то наживётся на великом знатоке фантастики, кто-то заработает денег, которые сам "знаток" видит не столь уж часто. Поэтому наш "знаток" - он, когда его "вожделенная" книга всё-таки появится, скачает её бесплатно, нихера не поймёт и напишет очередной пахучий отзыв.
Вот поэтому автор, пытающийся создать что-то новаторское (он ведь искренне полагает, что люди этого хотят и ждут, тогда как они лишь притворяются "хотящими и ждущими"), обречён на столкновение с очень неприятной ситуацией после того, как он всё-таки реализует свой замысел. Никакой новый язык русской фантастике на самом деле не нужен. Ей нужен новый читатель.
Journal information