?

Log in

No account? Create an account
Внимание

elhombresombro

Правила хорошего Антона

Мясо, виски, гейм-дизайн, спорт и секс


Previous Entry Share Next Entry
Внимание
elhombresombro

Как перестать быть потребителями чужой культуры

Прежде чем приступить к собственно рассуждениям на эту тему хочу отметить - именно "чужой", а не "чуждой", именно в таком контексте. Мы можем продолжать смотреть американские фильмы, читать их книги и комиксы, но никогда не должны забывать о том, что наша собственная культура также должна сохраняться и развиваться. Отказывать в притоке "свежей крови" тоже смерти подобно, но нельзя и зацикливаться на одном и том же, иначе получается карго-культ.
Эта мысль, конечно же, очевидна для всякого, кто умеет думать. В последнее время она посещает меня всё чаще. Связано это с воспитанием ребёнка. По мере того, как сын взрослеет, ему требуются более сложные игрушки. Тут-то и встаёт вопрос (уже пару постов я писал на эту тему): а где же взять такие игрушки, которые, во первых, несли бы в себе оттиск российской культурной идентичности, а во-вторых, приобретение которых не было бы вкладом в копилку американской экономики и идеологии. Понятное дело, что если я куплю своему ребёнку фигурку Супермена в ближайшем магазине, бенефициаром этой сделки будет не Вашингтон - но в отдалённой перспективе, когда сын вырастет и начнёт ходить на фильмы про Супермена и покупать лицензионные игры про него, немалая часть выгоды достанется уже именно США.
Недавно в очередной раз прошёлся по игрушечным рядам - впечатления не стали менее удручающими. Конечно, есть немало игрушек, которые не проникнуты никакой идеологией - железные дороги, пожарные расчёты, военная техника. Есть и такие, которые, хоть и привязаны к определённой географии, но всё же не несут на себе чересчур сильного идеологического отпечатка - например, Кинг-Конг (надо будет, кстати, купить, отличные драки будем устраивать между ним и нашим Годзиллой). Но, как бы там ни было, а всё равно ощущается острый недостаток чего-то, что было бы, во-первых, своим, а во-вторых - достаточно современным. По игрушкам, которые есть в наличии в магазинах, можно изучать историю американского кинематографа последних двадцати и более лет - но ничего подобного нельзя сказать о влиянии на них российской культуры. Массовый выпуск "крокодилов Ген" на самом деле положения не спасёт - это ведь тоже было чёрт знает когда, это будет означать, что мы вынуждены хвататься за своё прошлое, как за спасительную соломинку, но не способны создать ничего дельного в настоящем. А ведь именно так и происходит - всякий раз, когда в России пытаются создать своего супергероя в противовес Супермену и компании, этим героем оказывается... древнерусский богатырь - как правило, Илья Муромец. Который жил, на минуточку, уже почти тысячу лет назад! И продолжая раз за разом тиражировать этот образ, мы словно бы признаёмся, что остали на целую тысячу лет!



Это, конечно, не значит, что Муромца нужно навсегда отправить на свалку истории. Пусть остаётся - в том числе и в популярных произведениях. Но, всё-таки, негоже ему тысячу лет подряд отдуваться за всех. Кто-то должен прийти на помощь. Должны появиться новые герои, либо придуманные с нуля, либо найденные в не слишком известных архивах ближайших веков - двадцатого и девятнадцатого. Нужна культура не просто аутентичная - а к тому же ещё и современная. Нужно, чтобы Супермен - да и тот же Годзилла, при всей моей симпатии к нему - перестали быть наиболее кассовыми персонажами в современной России. Нужно сделать так, чтобы они шли вторыми после наших героев (которыми, в свою очередь, должны быть не Илья Муромец или крокодил Гена - а кто-то ещё).
Айн Рэнд, 110-летний юбилей которой, к слову сказать, имел место быть неделю назад, делила людей на два типа: производителей и потребителей, причём к последним она относилась весьма недружественно. Так вот, по всем параметрам выходит, что мы - Россия - в плане современной культуры превратились к сегодняшнему дню в огромного, масштаба целой страны, потребителя. За двадцать пять лет, прошедших с момента распада СССР и смены парадигмы, было создано ничтожное, по сравнению с прежними временами (а тем более - по сравнению с остальным миром), количество произведений и персонажей, которые действительно что-то значат и чего-то стоят, которые способны стать культурными архетипами.
Это плохо, дамы и господа. Надо что-то менять.

promo elhombresombro october 14, 2014 17:33
Buy for 50 tokens
Если вы хотите, чтобы о ваших товарах или услугах мгновенно узнавали тысячи людей - обращайтесь ко мне. Более 10 лет работая в медиа-сфере, я отточил мастерство создания рекламных текстов до такой степени, что если людям не сказать, что они видят перед собой рекламу, то они ни за что не догадаются…

  • 1
Целиком и полностью согласен.
Правда, для того, чтобы в тираж пошли новые Максимы ("Обитаемый Остров"), их должны создавать новые Стругацкие. А с творцами, способными предложить нечто броское и одновременно глубокое в России, увы, беда.

Тут проблема не в том, что они не способны предложить.
Проблема в том, что они не хотят.
Современный российский интеллектуал (в отличие от западного) настроен категорически против массовой культуры. И ему, что называется, "западло" участвовать в её создании. Поэтому её созданием, по большей части, занимаются далеко не интеллектуалы.

  • 1